Присоединение Европейского Союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года

Вопрос о присоединении к Конвенции обсуждался Европейским сообществом и Советом Европы, начиная с 1979 г., когда Европейская комиссия подготовила Меморандум в пользу присоединения к Конвенции о защите прав человека и основных свобод1, в котором Конвенция признавалась основополагающим актом, позволяющим укрепить авторитет и структуру Европейских сообществ. По мнению Европейской комиссии, присоединение к Конвенции должно было обеспечить в рамках Европейских сообществ надлежащую защиту прав человека. Впоследствии это стремление было неоднократно поддержано Европейским парламентом2, который регулярно возвращался к вопросу о необходимости присоединения Европейских сообществ к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Промежуточный итог по этому вопросу Суд ЕС подвел в 1996 г., заявив, что "в современном состоянии коммунитарного права Сообщество не располагает компетенцией для присоединения к Конвенции о защите прав человека и основных свобод".

В начале XXI в. дискуссия получила новый импульс. Рабочая группа II Конвента о будущем Европы, занимавшаяся изучением возможностей присоединения ЕС к Конвенции, дала положительное заключение, однако подчеркнула, что присоединение к ЕКПЧ не должно отразиться на особом положении права ЕС и статусе Суда ЕС. При этом Европейский Суд по правам человека должен осуществлять внешний контроль над соблюдением обязательств ЕС, вытекающих из участия в ЕКПЧ1. В итоговом докладе Рабочая группа рекомендовала разработать правовой базис для присоединения ЕС к ЕКПЧ и включить новые нормы в Конституционный договор2.

Практическое воплощение рекомендации Рабочей группы нашли в ст. 1-9, ч. 2 Конституционного договора: "Союз присоединится к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод...". Статья Ш-325 Конституционного договора предусматривала специальную процедуру ведения переговоров и заключения соглашений между ЕС и международными организациями, которая и должна была применяться к переговорному процессу о присоединении ЕС к Конвенции. Однако Конституция так и не вступила в силу, а в ЕС был разработан новый договор - Договор о реформе ЕС, подписанный в Лиссабоне 13 декабря 2007 г. руководителями 27 государств ЕС. В соответствии с новой редакцией ст. 6 Договора о ЕС Союз присоединяется к Конвенции.

Однако Европейский Союз не мог присоединиться к Конвенции в одностороннем порядке. Совет Европы со своей стороны должен был поддержать инициативу ЕС и сделать ответный "правовой шаг" навстречу. Юридическая основа для присоединения ЕС к Конвенции была создана Советом Европы еще в 2004 г. путем включения в Протокол № 14 к Конвенции ст. 18 следующего содержания: "Европейский Союз может присоединиться к настоящей Конвенции"1. Однако открытый для подписания 13 мая 2004 г. Протокол № 14 вступил в силу лишь 1 июня 2010 г., после того как все 47 государств - членов Совета Европы ратифицировали этот документ.

Вступление в силу Лиссабонского договора в декабре 2009 г. и Концепции в новой редакции 1 июня 2010 г. создали необходимые правовые предпосылки для запуска переговорного процесса по вопросу присоединения ЕС к Конвенции.

Официальные переговоры о присоединении ЕС к ЕКПЧ начались 7 июля 2010 г., в день встречи в Страсбурге Генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда и заместителя председателя Европейской комиссии Вивиан Рединг, которая, в частности, отметила: "Сегодняшний день по-настоящему исторический. В настоящее время мы восполняем недостающее звено в европейской системе защиты основных прав, гарантируя согласованность подходов Совета Европы и Европейского Союза"2.

Начиная с 7 июля 2010 г., эксперты Комиссии и Руководящего комитета по правам человека Совета Европы проводят регулярные встречи, работая над текстом Соглашения о присоединении, которое по завершении этого процесса должно быть заключено Комитетом министров СЕ и, единогласно, Советом ЕС при условии получения согласия Европейского парламента. Соглашение вступит в силу после его ратификации 47 государствами - участниками Конвенции.

С ноября 2009 г. по май 2010 г. Руководящий комитет по правам человека Совета Европы обсуждал оптимальный формат работы с ЕС по вопросу присоединения к Конвенции. В этот же период по итогам конференции в Интерлакине (18- 19 февраля 2010 г.) был опубликован краткий информационный документ, очерчивающий позиции ЕС и СЕ по вопросу присоединения ЕС к Конвенции3. В документе, в частности, подчеркивались преимущества такого шага.

Присоединение ЕС к Конвенции:

- позволит повысить уровень и эффективность защиты прав человека в Европе за счет осуществления "независимого внешнего контроля над правовой системой Союза";

- даст возможность каждому человеку подать жалобу в ЕСПЧ на нарушение ЕС прав и свобод человека, гарантируемых Конвенцией, при условии исчерпания средств правовой защиты согласно праву ЕС. При этом индивидуальные жалобы следует разделить на две категории: обращения, поданные в связи с нарушением прав и свобод человека актами ЕС, и обращения, касающиеся национальных мер по применению или имплементации права ЕС;

- будет способствовать более гармоничному развитию прецедентного права Суда ЕС и ЕСПЧ.

Информационный документ касается и иных наиболее общих вопросов, связанных с присоединением ЕС к Конвенции. Например, в нем говорится о том, что соотношение между Конвенцией и Хартией ЕС по основным правам, которая является составной частью Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора и основана на ЕКПЧ и Европейской социальной Хартии 1996 г., должно быть аналогично соотношению Конвенции и положениям о правах человека конституций государств - членов Совета Европы. Поскольку в Конвенции закреплен лишь минимальный набор прав и свобод человека, ЕС, как и другие участники Конвенции, сохраняет право предоставлять более широкую защиту прав и свобод человека. Определять меры, необходимые для исполнения постановления ЕСПЧ, ЕС также будет самостоятельно. В любом случае и после присоединения ЕС к Конвенции, Суд ЕС останется последней инстанцией в вопросах толкования права ЕС.

Присоединение ЕС к Конвенции не означает автоматического присоединения ЕС к Протоколам, дополняющим Конвенцию. Решение об участии в Протоколах к Конвенции ЕС может принять самостоятельно после присоединения к Конвенции.

Относительно возможности участия в работе ЕСПЧ судьи от ЕС в документе упоминается лишь о том, что этот судья должен стать экспертом по правовой системе ЕС в ЕСПЧ.

26 мая 2010 г. Комитет министров СЕ принял решение не позднее 30 июня 2011 г. разработать совместно с представителями ЕС правовой акт о присоединении ЕС к ЕКПЧ, об участии ЕС в работе Европейского суда по правам человека и по иным сопутствующим вопросам1. Разработку проекта документа Комитет министров СЕ поручил Руководящему комитету по правам человека. Со своей стороны, 8 июня 2010 г. Совет ЕС по правосудию и внутренним делам принял решение уполномочить Европейскую комиссию участвовать в переговорах и разработке соглашения о присоединении ЕС к Конвенции.

В июне 2010 г. Совет Европы поручил Рабочей группе из 14 членов (7 из государств - членов ЕС, 7 из государств, не входящих в состав ЕС), совместно с представителями ЕС подготовить документ, в котором будут содержаться основные положения, регламентирующие присоединение и участие ЕС в ЕКПЧ.

Первое совещание рабочей группы с представителями ЕС прошло в июле 2010 г. Участники встречи договорились о порядке работы, а также составили список вопросов, подлежащих обсуждению на последующих встречах. Предполагалось, что при работе над соглашением необходимо руководствоваться тремя основными принципами:

1) Изменения, вносимые в работу действующего контрольного механизма Конвенции должны быть минимальны и строго необходимы.

2) Присоединившись к ЕКПЧ ЕС должен обладать равным с государствами объемом прав и обязанностей. В свою очередь, частным лицам необходимо предоставить одинаковые возможности вне зависимости от того, в отношении какой стороны Конвенции они подают жалобу.

3) Присоединение ЕС к ЕКПЧ не должно затронуть существующие обязательства государств - участников Договора, а равно не должно нарушить установленное правом ЕС распределение полномочий между интеграционным объединением и его государствами-членами, а также между институтами ЕС2.

17 января 2011 г. состоялась важная встреча между представителями Суда ЕС и ЕСПЧ, на которой, среди прочего, обсуждался вопрос о необходимости вынесения решений Судом ЕС по тем делам, по которым ЕС будет являться ответчиком, до вынесения соответствующего постановления ЕСПЧ.

13-18 марта 2011 г. на своем шестом заседании Рабочая группа представила для обсуждения проект Соглашения о присоединении Европейского Союза к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека.

Проект соглашения состоит из преамбулы и 13 статей. В соответствии со ст. 2 Соглашения о присоединении, которая вносит изменения в ч. 2 ст. 59 Конвенции2, ЕС становится стороной ЕКПЧ и получает право присоединиться не только к самой Конвенции, но и к Протоколам к ней.

Согласно Соглашению о присоединении изменения вносятся в ч. 5 ст. 59 ЕКПЧ: термины "государство", "сторона-государство", "государства" и "стороны-государства" должны применяться после присоединения и к ЕС как Высокой Договаривающейся Стороне - участнику Конвенции. Термины "национальная безопасность", "национальное право", "национальное законодательство", "национальные власти", "страна", "территориальная неприкосновенность" и "внутренний" после присоединения будут mutatis mutandis применяться и к ЕС как к стороне - участнику Конвенции.

Статья 3 Соглашения о присоединении предоставляет ЕС право наравне с другими участниками Конвенции делать оговорки и использовать право на дерогацию, как в отношении норм Конвенции, так и Протоколов к ней (которые уже вступили в силу или вступят в силу в будущем), к которым присоединится ЕС.

Один из самых интересных разделов проекта Соглашения посвящен процедуре участия ЕС и его государств-членов в судебном разбирательстве в ЕСПЧ в качестве соответчика.

Раздел В Соглашения о присоединении "Процедура в Европейском суде по правам человека" (ст. 4-б)3 предусматривает введение нового механизма - механизма участия в деле в статусе соответчика. Процедура была разработана преимущественно для обеспечения ЕС возможности участвовать в деле в качестве стороны и (или) при необходимости - в качестве соответчика по жалобе, поданной против одного или более государств - членов ЕС. Внедрение нового механизма обусловлено особенностью правовой системы ЕС: правовые акты, принятые его институтами, применяются органами государств - членов ЕС, и наоборот, положения договоров, учреждающих ЕС, которые были приняты государствами-членами, применяются органами ЕС. После присоединения ЕС к Конвенции может возникнуть уникальная для механизма Конвенции ситуация, когда Высокая Договаривающаяся Сторона Конвенции, принявшая правовой акт, и Высокая Договаривающаяся Сторона Конвенции, применившая этот правовой акт, не совпадут. Механизм соответчика должен помочь приспособить ЕСПЧ к такой уникальной ситуации и дать возможность Высокой Договаривающейся Стороне, которая приняла нормативно-правовой акт участвовать в судебном разбирательстве в ЕСПЧ в качестве соответчика стороны, его применившей.

Предлагаемая процедура должна применяться к случаям, когда нормы Конвенции нарушаются предположительно совместно ЕС и одним или несколькими его государствами-членами. В случае, если истец в одной жалобе указывает на множественные нарушения норм Конвенции в отношении ЕС отдельно и в отношении государства-участника отдельно, механизм соответчика применяться не должен.

Если ЕСПЧ установит факт нарушения Конвенции, соответчик, также как и ответчик по делу, будет обязан исполнить постановление Суда, в том числе принять меры общего и индивидуального характера.

Введение в действие механизма соответчика полностью соответствует положениям, закрепленным в ст. 1(6) Протокола № 8 Договора о функционировании ЕС, которая предусматривает включение в Соглашение о присоединении "механизмов, необходимых для четкого разграничения случаев, когда индивидуальные жалобы адресованы государствам - участницам ЕС и (или) самому ЕС"1. Механизм соответчика отвечает требованием Протокола в двух случаях. Во-первых, механизм позволит ЕС участвовать в судебном процессе в качестве соответчика в тех случаях, когда истец подал жалобу только на государство - участника ЕС. Во-вторых, механизм позволяет ЕС оставаться соответчиком по делу, когда истец подал жалобу, как против государства - члена ЕС, так и против ЕС. Например, в случае подачи иска, касающегося применения государством - членом ЕС правового акта ЕС, права истца, скорее всего, будут нарушены только актом государства как таковым, хотя за юридическую составляющую акта несет ответственность ЕС, так как документ разрабатывался ЕС. С помощью механизма соответчика истцу будет гарантировано, что государство - участник Конвенции, принявшее соответствующий акт, сможет, в случае констатации факта нарушения прав человека, понести солидарную ответственность.

В Соглашении особо подчеркивается, что для применения механизма соответчика к ЕС ЕСПЧ должен усмотреть причинно-следственную связь между нарушением права, гарантированного Конвенцией, и нормативно-правовым актом ЕС или действиями (бездействием) органа или института ЕС.

Механизм соответчика должен применяться только к жалобам, признанным приемлемыми и рассматриваемым по существу обращения:

1) если жалоба подана против ЕС и одного или нескольких государств - членов ЕС, ЕСПЧ будет считать ответчиком государство - член ЕС, применившее правовой акт, а соответчиком - ЕС, который принял этот акт;

2) если жалоба подается против одного или нескольких государств - членов ЕС, но не против самого ЕС, или если жалоба подается против самого ЕС, но не его государств-членов, соответчиком может стать государство - участник Конвенции, которое не указано в жалобе в качестве ответчика, но приглашено ЕСПЧ выступить соответчиком по делу. Высокая Договаривающаяся Сторона может просить ЕСПЧ дать ей разрешение участвовать в деле в статусе соответчика. Решение принимается ЕСПЧ по собственному усмотрению с последующим уведомлением истца и первоначального ответчика по жалобе в течение четырех недель.

Как и любая другая Высокая Договаривающаяся Сторона Конвенции, ни ЕС, ни его государства-члены не обязаны принимать участие в судебном процессе, который не был изначально инициирован против них. Сторона Конвенции, которой Суд предложил воспользоваться возможностью стать соответчиком, должна дать ответ на приглашение ЕСПЧ в течение восьми недель. Получив ответ приглашенной Стороны, ЕСПЧ доводит его до сведения участников процесса.

ЕС или его государства-члены могут подать ходатайство о его (их) привлечении в качестве соответчика по делу. В таком случае ЕСПЧ уведомляет первоначальные стороны по делу о поступившем ходатайстве и предоставляет им право в течение восьми недель предоставить свои комментарии. ЕСПЧ рассматривает данное ходатайство и принимает решение о привлечении (или не привлечении) участника Конвенции в качестве соответчика по делу.

ЕСПЧ имеет право отозвать соответчика из участия в процессе на любой стадии судебного процесса. В случае достижения мирового соглашения на основании ст. 39 ЕКПЧ соглашение должно быть достигнуто совместно ответчиком и соответчиком. Как ответчик, так и соответчик должны иметь возможность выражать свою совместную позицию по делу в рамках судебного разбирательства. При вынесении постановления по делу с участием соответчиков ЕСПЧ может выносить решение об ответственности сторон по делу, а также привлечь ответчика и соответчика к совместной ответственности, если это необходимо. В случае если такое решение повлияет на распределение компетенции между ЕС и его государствами-членами, стороны должны сообщить об этом Суду, чтобы он принял это во внимание. В Соглашении о присоединении особо подчеркивается, что ЕСПЧ должен выносить решение только в отношении факта нарушения норм Конвенции, не касаясь вопроса о законности акта или его отдельных положений, а также распределения компетенции между ЕС и его государствами-членами. Данное положение очень важно, поскольку четко определяет границы вынесения постановлений по делам с участием ЕС. ЕСПЧ ни в коем случае не должен посягать на правовой порядок или компетенцию самого ЕС.

Ходатайства о рассмотрении дела Большой палатой Суда в соответствии со ст. 43 ЕКПЧ имеет право вносить любая сторона в деле, в том числе и соответчик, который может заявить такое ходатайство без предварительного согласия ответчика по делу.

В проекте Соглашения о присоединении особо оговаривается, что ЕС должен издать внутренние акты, которые налагали бы определенные обязательства на ЕС и его государств-членов в отношении функционирования механизма соответчика. Например, необходимо определить, на каких основаниях ЕС или его государства-члены могут подавать ходатайства о вступлении в процесс в качестве соответчика, каким образом будет проходить согласование совместных заявлений, позиций и мировых соглашений, а также, каким образом будет обеспечено исполнение постановлений ЕСПЧ.

В соответствии с положениями учредительных договоров ЕС, в случае сомнения в правильности применения какого-либо акта ЕС его государством-членом истец имеет право обратиться в суд государства-члена. В свою очередь национальный суд государства - члена ЕС, в случае возникновения сомнений в толковании какого-либо акта ЕС должен обратиться в рамках преюдициальной процедуры в Суд ЕС за разъяснениями. Если национальный судебный орган государства - члена ЕС не воспользовался правом обратиться в Суд ЕС за разъяснениями, ЕСПЧ будет вынужден рассматривать жалобу в том виде, в каком она подана в ЕСПЧ, а Суд ЕС будет лишен возможности рассмотреть дело в порядке применения преюдициальной процедуры. Очевидно, такие случаи будут нечастыми, но могут возникнуть сложности с тем, что у сторон есть право, но не обязанность обращаться к преюдициальной процедуре, поэтому положения ст. 267 Договора о функционировании ЕС не могут рассматриваться как условие исчерпания внутренних средств правовой защиты до обращения в ЕСПЧ. В данном случае, в целях соблюдения принципа субсидиарности ЕС надлежит разработать внутреннюю процедуру, которая бы гарантировала Суду ЕС возможность вынесения решения о соответствии оспариваемого акта ЕС принципу уважения прав человека, прежде чем ЕСПЧ завершит рассмотрение дела. Истец, ответчик и иные стороны процесса в ЕСПЧ должны иметь право (но не обязанность) высказывать свое мнение по делу в Суде ЕС. В случае необходимости заявителю также может быть предоставлена дополнительная помощь при проведении данной процедуры в Суде ЕС.

Решение Суда ЕС о соответствии или не соответствии акта ЕС принципу уважения прав человека не окажет влияния на судебное разбирательство в ЕСПЧ, однако если Суд ЕС признает правовой акт ЕС, подлежащий рассмотрению, недействительным, такое решение при определенных обстоятельствах может привести к прекращению судебной процедуры в ЕСПЧ. Решение будет принято, исходя из правовых последствий признания Судом ЕС акта ЕС недействительным для государства - члена ЕС: если национальным законодательством предусмотрена возможность проведения повторного судебного разбирательства как меры по восстановлению прав заявителя или заявителю выплачивается компенсация, заявитель может потерять статус жертвы по смыслу ст. 34 Конвенции; если национальное законодательство государства-ответчика не предусматривает таких возможностей, ЕС как соответчик по делу может сделать особое заявление о признании нарушения норм Конвенции, которое напрямую связано с признанием акта ЕС недействительным. ЕСПЧ на основе данного заявления вправе вынести постановление о нарушении прав человека, гарантированных согласно Конвенции, и отсутствии необходимости в дальнейшем рассмотрении дела по существу; если Суд ЕС не признает правовой акт недействительным, то ЕСПЧ продолжит рассмотрение дела с участием ЕС в качестве соответчика, сохраняя право принять во внимание решение Суда ЕС.

Процедура судебного разбирательства в ЕСПЧ должна быть построена таким образом, чтобы Суд ЕС успел в отведенный период времени вынести решение на предмет соответствия акта ЕС принципу уважения прав человека, а значит необходимо применение ускоренной процедуры рассмотрения этого вопроса, чтобы не затягивать разбирательство по делу в ЕСПЧ. Следует отметить, что в Суде ЕС уже применялась ускоренная процедура по отдельным делам, когда Суд ЕС выносил решение в течение шести - восьми месяцев.

Отдельные положения проекта Соглашения посвящены выборам судей и участию ЕС в заседаниях Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Исходя из принципа равенства сторон Конвенции, судья, представляющий ЕС, должен обладать теми же правами и обязанностями, а также привилегиями и иммунитетами, что и судьи от государств - участников Конвенции. Согласно предлагаемому Соглашению о присоединении делегация от Европейского парламента будет участвовать во всех заседаниях ПАСЕ, на которых избираются судьи в соответствии со ст. 22 Конвенции, и обладать правом голоса. Порядок участия представителей Европейского парламента в заседаниях ПАСЕ будет регламентирован в Правилах процедуры ПАСЕ, а критерии и порядок выбора делегатов от Европейского парламента - во внутренних актах ЕС.

Комитет министров Совета Европы также обладает полномочиями, связанными с обеспечением и защитой прав и свобод человека, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней. Например, этот уставной орган Совета Европы осуществляет контроль над исполнением постановлений, вынесенных ЕСПЧ. Проект Соглашения о присоединении наделяет ЕС правом участия с правом голоса в заседаниях Комитета министров Совета Европы, посвященных контрольному механизму Конвенции. В ст. 54 Конвенции предлагается включить два новых параграфа, которые определят, когда Комитет министров СЕ действует в качестве органа Конвенции (в соответствии со ч. 2 ст. 26, ч. 4 ст. 39, ст. 46 и 47) и когда Комитет министров Совета Европы выполняет иные функции, связанные непосредственно с функционированием механизма Конвенции.

Участие ЕС в расходах на ОГЛАВЛЕНИЕ ЕСПЧ также регламентируется в проекте Соглашения о присоединении. В настоящее время согласно ст. 50 Конвенции расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ ЕСПЧ возлагаются на Совет Европы, чей бюджет преимущественно формируется из членских взносов государств. Размер этих взносов определяется, исходя из ВВП государства и некоторых других критериев, выработанных Комитетом министров Совета Европы в 1994 г. После присоединения к Конвенции ЕС должен будет нести бремя расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ контрольного механизма Конвенции наравне с другими участниками Договора, однако в отличие от них, денежные средства, вложенные ЕС, будут расходоваться только на ОГЛАВЛЕНИЕ ЕСПЧ и его деятельность, а также проведение заседаний ПАСЕ и Комитета министров Совета Европы в тех случаях, когда они действуют в качестве органов Конвенции. Критерии определения размеров финансового вклада ЕС в ОГЛАВЛЕНИЕ ЕСПЧ будет определен в Соглашении о присоединении.

Участием в ЕКПЧ, ЕС приобретает не членство в Совете Европы, а лишь статус коллективного участника Конвенции. Однако приобретаемый правовой статус предопределяет значение для ЕС иных договоров Совета Европы, которые хотя и являются самостоятельными правовыми актами, однако тесно связаны с Конвенцией. Согласно проекту Соглашения о присоединении в число таких документов входят: Европейское соглашение, относящееся к лицам, которые участвуют в судебном процессе ЕСПЧ, от 5 марта 1996 г. (статьи с 1 по 6); Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г., Дополнительный протокол к нему от 6 ноября 1952 г. и Протокол № 6 к нему от 5 марта 1996 г. (статьи с 1 по 6). Перечисленные документы определяют привилегии и иммунитеты для судей ЕСПЧ во время выполнения ими своих обязанностей, которые должен признать и ЕС. Актуальные тексты указанных соглашений будут скорректированы, поскольку в настоящее время к ним могут присоединиться только государства - члены Совета Европы. В соответствии с проектом Соглашения о присоединении, Совет Европы обязуется информировать ЕС об изменениях и дополнениях, вносимых в текст данных соглашений.

ЕС сможет стать участником Соглашения о присоединении ЕС к Конвенции после вступления в силу этого Договора, которое произойдет первого числа, следующего за датой открытия Соглашения для подписания сторонами.

Процесс согласования текста Соглашения о присоединении в его финальной редакции затянулся по причинам, носящим в основном политический характер и первоначально установленный срок его подписания, намеченный на 30 июня 2011 г., был нарушен.

14 октября 2011 г. Рабочая группа представила окончательный доклад по проекту Соглашения о присоединении ЕС к ЕКПЧ, в котором констатировала, что несмотря на разногласия, возникшие по поводу отдельных статей проекта Соглашения (ст. 1, ч. 2 пп. "с"-"е", ст. 3, ч. 2 ст. 7 и ст. 181), Рабочая группа считает возможным передать документ на рассмотрение Комитета министров СЕ. По состоянию на 1 сентября 2012 г. проект Соглашения о присоединении еще не был одобрен Комитетом министров СЕ. 13 июня 2012 г. Комитет министров СЕ поручил Руководящему комитету по правам человека вести переговоры с ЕС в рамках группы ad hoc "47+1", с тем чтобы как можно быстрее завершить подготовку к присоединению ЕС к Конвенции. Первая рабочая встреча Руководящего комитета по правам человека и Европейской комиссии по вопросу дальнейшего графика и формата переговоров прошла 21 июня 2012 г.2 Несмотря на длительность и сложность переговорного процесса, ЕС и Совет Европы демонстрируют свою заинтересованность в его продолжении и достижении намеченной цели - присоединении ЕС к Конвенции. Как отметил Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд, выступая 16 февраля 2010 г. с речью на тему "Укрепление прав человека в Европе": "Присоединение Европейского Союза к Европейской конвенции о правах человека является исторической вехой в области демократической безопасности и стабильности на континенте. На наших глазах формируется новое пространство диалога, сотрудничества и взаимодействия в масштабе континента в области демократии, прав человека и верховенства права".