Природа человека и наука

До сих пор речь шла о социальных факторах, несущих с собою угрозу разрушения природы человека. Имеются, помимо того, факторы, непосредственно связанные с развитием науки, и прежде всего биологии.

Современная генетика приближается к моменту, когда она окажется способной изменять генетический код человека, клонировать его и т.п. Уже сейчас человек потребляет многие генетически модифицированные продукты, отдаленные последствия воздействия которых на организм человека пока что непредсказуемы.

Побуждения ученых, намеревающихся изменить биологическую природу человека, могут быть самыми благими. Однако наука существует в определенной социальной среде, к тому же она не отделена от государства. Можно вообразить себе социальный строй, который поставит перед учеными задачу создания не просто здорового и обеспеченного всем необходимым человека, а некоего совершенного человека, приспособленного к жизни в проектируемом совершенном обществе. На основе результатов современной науки может быть поставлена задача трансформации самой генетической природы человека, устранения "неполноценных рас" и т.п.

Человек должен сделать все от него зависящее, чтобы избежать постановки такой задачи.

Несомненно, что в современную эпоху сама природа человека поставлена под угрозу. Опасность утраты человеком своей сущности настолько велика, что вполне может быть причислена к глобальным проблемам.

Социальное понимание человека не предполагает каких-либо изменений его природы. Эта природа остается с доисторических времен постоянной, а с изменением общества меняется сущность человека, представляющая собой простое отражение системы общественных отношений.

С позиции антропологического понимания человека его природа исторична. Она не остается постоянной, а меняется с течением истории. Человек – незавершенное существо, он находится в процессе, хотя и медленного, но постоянного становления, и сейчас невозможно предсказать, каким он окажется в достаточно отдаленном будущем.

Формирование человека во многом зависит от него самого. Оно не предопределено какими-то историческими законами. Нельзя сказать, в частности, что оно ведет к неизбежному появлению нового человека в новой природе, о котором говорил когда-то романтизм, или к появлению ницшеанского сверхчеловека, стоящего по ту сторону добра и зла. Бессмысленно также возлагать надежды и на постепенное становление коммунистического "сверхчеловека", способного ограничивать свои потребности естественным минимумом, свободного от зависти, тщеславия, гордыни и других "родимых пятен" человека капиталистического общества.

Тотальное планирование

Планирование всегда было присуще человеческому существованию. Что опасно, так это тотальное планирование, означающее, чо государство подчиняет своему ведению не только экономику страны в целом, но и весь строй человеческой жизни. Тотальное планирование означает уничтожение свободного рынка, замену его статистическим исчислением и определением характера труда, производства и распределения по разумению выделенных для этого лиц, в зависимости от их целей и вкуса. Выходя за пределы экономики, тотальное планирование начинает оказывать косвенное воздействие на всю человеческую жизнь вплоть до духовного творчества, особенно нуждающегося в свободной инициативе отдельных людей. Исчезает свобода выбора индивида того, что он предпочитает для удовлетворения своих потребностей; исчезают многообразие предложения и возможность проверить, нравится что-то или нет.

Тотальное планирование в экономике не может быть ограничено только хозяйственной сферой. Оно становится универсальным фактором жизни людей. Регулирование хозяйства ведет к регулированию всей жизни как следствию сложившихся в этих обстоятельствах социальных условий. Тотальное планирование неизбежно завершается централизованным управлением всей жизнью.

В современном мире есть две основополагающие тенденции, способные быть истоками нашего выбора:

1) либо мы сохраняем право свободного выбора, верим в возможности, которые появляются в свободном столкновении различных сил, какие бы ситуации при этом ни возникали;

2) либо мы живем в созданном людьми, тотально планируемом мире, в котором гибнут духовная жизнь и человек.

Можно сказать, что первый вариант – это современное индивидуалистическое (посткапиталистическое) общество с рыночной экономикой, второй вариант – современное коллективистическое общество с тотальным планированием не только экономики, по и всех сфер жизни человека.

Планирование может быть осуществлено лишь властью, тотальное планирование – лишь абсолютной властью. Принципиально важно, что тотальное планирование не может быть проведено рационально: наше знание никогда не охватывает целого как такового, но мы всегда находимся в нем. Всякая деятельность приводит к непреднамеренным и непредсказуемым следствиям; планирование уместно в сфере механического и рационального, но не в области живого и духовно разумного. Склонность распространять тотальное планирование на те сферы, где оно невозможно, проистекает из двух источников: из желания следовать примеру техники и из иллюзии тотального знания истории.

Тотальное планирование в мире людей всегда опирается на такое представление о человеке, будто он полностью познан. Целью тотального планирования является идеальный человек. Преображенный человек делает возможными новые общественные условия, а сами эти условия создают среду для появления нового человека. Люди, стремящиеся охватить планирование все стороны социальной жизни, исходят из представления, что им хорошо понятна эволюция человека. Они стремятся создать нового, идеального человека, подобно тому как художник создает произведение искусства из данного ему материала.