Приоритет интересов дворянства

Сенатор II. П. Семенов- Тян-Шанский в своих воспоминаниях "последнего из живущих деятелей эпохи освобождения" подчеркивал, что главное сопротивление освобождению крестьян исходило от владельцев барщинных имений. Они были согласны на реформу только в том случае, если: 1) ликвидация барщины растянется надолго; 2) крестьяне выкупят свои земли по такой цене, которая вознаградит помещиков за утрату права на крепостной труд; 3) крестьяне получат нищенские пахотные наделы, которые вынудят их наниматься на отработки на землях помещика за предложенную тем цену; 4) помещики получат всю остальную землю в полную собственность и будут избавлены от всех обязанностей, т.е. от: а) снабжения крестьян стройматериалами и топливом из поместных лесов; б) восстановления крестьянских жилищ в случае пожара; в) прокормления крестьян и снабжения их посевными семенами в голодные годы; г) выделения дополнительных участков крестьянам вследствие естественного прироста населения; д) ответственности за несение крестьянами повинностей в пользу государства.

Условия освобождения, определенные в "Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", обнародованных одновременно с Манифестом о "даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" (19 февраля (по новому стилю 3 марта) 1861 г.), были близкими к тем, которых добивались крепостники.

Но на царя уповали не только помещики, но и крестьяне, убежденные в их извечном праве на всю обрабатываемую землю-кормилицу. Разочарование повлекло несколько возмущений, самое громкое – в с. Бездна Спасского уезда Казанской губернии. Там было расстреляно усмирительным отрядом 179 человек и казнен возмутитель Антон Петров, объявивший, что Манифест будто бы подложный, а "настоящий" царский, наделявший крестьян всей обрабатываемой ими землей, скрыт дворянами. На панихиде по убиенным выступил с речью молодой профессор Казанского университета А. П. Щапов, призвавший к демократической конституции и арестованный по велению самого царя.

Александру II пришлось пойти на усиление полицейских мер в связи с радикализацией общественного мнения, особенно среди студентов и части молодых чиновников, офицеров, журналистов. Но преобразования не прекратились.

Общегражданские реформы

Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы – учреждение выборных губернских земств и бессословных городских дум и управ – были направлены на развитие местного самоуправления. Земства возникли пол воздействием пропаганды славянофилов, хотя последние были разочарованы ограниченностью полномочий и скудостью бюджетов земств. Земские учреждения сыграли большую роль в приобщении сельского населения к начальному образованию и медицинской помощи; в 1870-е гг. благодаря почину московского экономиста В. И. Орлова стала развиваться земская статистика, а кое-где земства поддержали инициативу нескольких просвещенных помещиков (братья Лугинины, князь А. И. Васильчиков) по организации мелкого крестьянского кредита – первых российских кооперативов.

Образовательные реформы были проведены через принятие нового университетского (1863 г.) и гимназического (1864 г.) уставов, восстановивших автономию высших учебных заведений и право детей купцов, мещан, крестьян учиться в гимназиях, хотя и за высокую плату. В Москве появились новые специализированные учебные заведения для подготовки агрономов и инженеров – Петровская земледельческая и лесная академия (1865 г.), Императорское высшее техническое училище (1868 г.). Первый директор ИВТУ инженер В. К. Делла-Вос разработал "русскую систему" овладения механическими ремеслами, получившую медаль на Филадельфийской Всемирной выставке (1876 г.) и заложившую основы профессионально-технического обучения в России.

Возникло Русское техническое общество (1866 г.).

Последней из реформ стала военная (1874 г.), подготовленная под руководством военного министра Д. А. Милютина, старшего брата Н. А. Милютина. Она заменила рекрутчину всеобщей воинской повинностью, сроки которой были тем меньше, чем выше образование. У русского купечества, "славившегося" своей малокультурностью и заскорузлостью, появился дополнительный стимул давать своим детям хорошее образование.