Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся и предоставление им жилых помещений

В ч. 1 ст. 52 ЖК РФ установлено общее правило: по договорам социального найма обеспечиваются жилыми помещениями только лица, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Категории граждан, которые вправе получить социальное жилье, перечислены в ст. 49 ЖК РФ (это малоимущие и иные граждане, названные в федеральном законе, указе Президента РФ или законе субъекта РФ). Из ч. 2 ст. 52 ЖК РФ следует, что они могут быть одновременно приняты на учет по нескольким основаниям.

Случаи внеочередного предоставления жилых помещений перечислены в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Частью 3 ст. 52 определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее – заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 133-Φ3)[1].

Порядок ведения учета устанавливается законодательством субъекта РФ (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).

Гражданин, обратившийся по вопросу улучшения жилищных условий, получает расписку, подтверждающую предоставление соответствующих документов в орган, осуществляющий принятие на учет, который обязан в срок до 30 рабочих дней вынести решение (о принятии на учет либо об отказе в этом). Гражданину, принятому на учет или получившему отказ, выдается (направляется) в трехдневный срок соответствующее решение (ч. 4–6 ст. 52 ЖК РФ). В случае отказа он вправе обжаловать данное решение в судебном порядке.

Решение о принятии на учет или об отказе в этом принимает орган местного самоуправления но месту жительства гражданина (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ). Частями 4 и 5 ст. 52 ЖК РФ установлено, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем (ч. 6 ст. 52 ЖК РФ).

Как следует из указанных статей, непосредственно порядок учета нуждающихся в жилье граждан теперь определяется законодательством субъекта РФ. В связи с этим ЖК РФ не содержит конкретных норм по этим вопросам.

Прежним законодательством (ст. 31 ЖК РСФСР и разд. III Примерных правил учета граждан) было установлено следующее. Для принятия на учет гражданином подавалось заявление, к которому прилагались выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и в необходимых случаях справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, имеющие значение для решения вопроса о постановке на учет. Заявление регистрировалось в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет. Поступившее заявление гражданина проверялось в органах местного самоуправления общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях – жилищнобытовой комиссией.

По результатам обследования составлялся акт проверки жилищных условий по установленной форме. В акте должно было быть указано, в частности, в каком доме находится жилое помещение, размер занимаемого жилого помещения, количество комнат, степень благоустройства дома (жилого помещения). В акте перечислялись все граждане, постоянно проживающие в помещении. Затем соответствующая комиссия рассматривала заявление и материалы проверки жилищных условий и вносила предложение о принятии гражданина на учет или отказе ему в этом органу местного самоуправления или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения. Иначе говоря, предложения указанных комиссий имели рекомендательный характер. Принятие же на учет производилось по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы – совместным решением администрации и профкома предприятия, учреждения.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривались в течение одного месяца. О принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме. Принятые на учет граждане включались в книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые имелись в органах местного самоуправления и на предприятиях, в учреждениях. На каждого гражданина, принятого на учет, заводилось учетное дело, которое содержало все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

Рассматривая вопрос о перечне документов, которые должен представить гражданин для принятия на учет, следует отметить, что постановлением Правительства Москвы от 20.10.2009 № 1130-ПП утвержден Регламент подготовки и выдачи запрашиваемых заявителями документов.

В ст. 53 ЖК РФ впервые на федеральном уровне предусмотрен отказ в принятии на учет для улучшения жилищных условий в течение пяти лет граждан, которые совершили намеренные действия, дающие им основания для признания их нуждающимися. В данном случае используется практика некоторых регионов. В частности, в ст. 10 Закона г. Москвы № 29 установлено:

1. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.

2. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;

2) обмен жилыми помещениями;

3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;

5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);

6) выдел доли собственниками жилых помещений;

7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

3. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:

1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;

2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;

3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они: а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;

б) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;

6) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

Конечно, отказ в принятии граждан на учет, вызванный указанными выше обстоятельствами, может иметь во многих случаях спорный характер и, следовательно, граждане вправе его обжаловать в судебном порядке. Повод для этого дает само законодательство, так как в ст. 53 ЖК РФ не содержится какой-либо характеристики "намеренных действий". В связи с этим целесообразно конкретные нормы по данному вопросу предусмотреть в законодательстве субъектов РФ. В противном случае могут посчитать умышленным (намеренным) ухудшением жилищных условий, например рождение в семье ребенка. Здесь со всей очевидностью просматривается ущербность федеральной нормы, ее правовая некорректность, поскольку сложно доказать, что действия граждан не были "намеренными".

В ст. 54 ЖК РФ перечислены случаи отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В ней установлено, что такой отказ допускается в случае, если:

– не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

– ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации па межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан па учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

– представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

– не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на указанные выше нарушения. Порядок уведомления гражданина об отказе и его возможные дальнейшие действия указаны выше.

В ст. 55 ЖК РФ установлено, что граждане сохраняют право состоять на учете до получения жилого помещения или выявления оснований для снятия их с учета. В таких случаях они вправе обжаловать решение соответствующего органа в суде. В суд общей юрисдикции гражданином подается заявление об оспаривании решения соответствующего органа (должностного лица) в порядке, установленном ст. 254 ГПК РФ (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2005 г.).

В ст. 56 ЖК РФ определены случаи снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Предусмотрено, что такое возможно в случае:

– подачи гражданами по месту учета заявления о снятии с учета;

– утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;

– их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

– получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

– предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

– выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении данного вопроса.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой па обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых они приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. В основном они не требуют какого-либо пояснения.

Однако на п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ необходимо обратить внимание. В нем основанием для снятия граждан с учета (за исключением граждан, имеющих трех и более детей) является предоставление им земельного участка для строительства жилого дома. Здесь можно говорить о незавершенности решения жилищного вопроса (выделен только земельный участок, а жилой дом не построен). Было бы целесообразнее увязать снятие граждан с квартирного учета с завершением строительства жилого дома, поскольку по объективным причинам он может быть не построен (например, значительное уменьшение дохода семьи в связи со смертью кормильца и т.п.). Перечень случаев снятия граждан с учета, установленный ст. 56, является исчерпывающим и не подлежит дополнению (расширению) другими правовыми актами.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма определен ст. 57 ЖК РФ. В соответствии с указанной статьей жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных случаев внеочередного предоставления жилья.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

– гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

– гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне.

Вопрос о порядке и условиях предоставления жилых помещений вне очереди рассмотрен Конституционным Судом РФ (определение от 05.03.2009 № 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации").

Поводом для жалобы, по мнению заявителя, послужило то, что предоставление жилья вне очереди, в том числе по п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат), увязывается с нахождением граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В связи с этим Конституционным Судом РФ в названном определении, в частности, установлено следующее: "...Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности. Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении".

Гражданам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых они приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия. Это решение является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Комнаты могут предоставляться только в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 59 ЖК РФ, т.е. при отсутствии в коммунальной квартире граждан, имеющих право и пожелавших заселить освободившуюся комнату (комнаты) в данной квартире.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения но договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.

Указанные сделки и действия учитываются за установленный законодательством субъекта РФ период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Конкретный порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в этих случаях устанавливается законодательством субъектов РФ.

В чем заключается новый порядок предоставления гражданам жилых помещений? Можно сказать, что в ст. 57 ЖК РФ сохранен принцип, предусмотренный ст. 33 ЖК РСФСР о том, что граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет для улучшения жилищных условий. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди (их перечень нами приведен выше). Порядок предоставления жилого помещения вне очереди разъяснен в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2007 г.: "Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно представляться жилое помещение, законодательством не установлен, суд такой срок не должен определять, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено установленным действующим законодательством сроки".

Следует иметь в виду, что теперь ЖК РФ не предусмотрено первоочередное предоставление жилых помещений.

В ЖК РСФСР случаи первоочередного предоставления жилья были перечислены в ст. 36. В первую очередь жилые помещения предоставлялись нуждающимся в улучшении жилищных условий:

"1) инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненных к ним в установленном порядке лицам;

2) Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней;

3) лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке;

4) лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период Гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам Гражданской и Великой Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР;

5) инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих;

6) семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина СССР по спасению человеческой жизни, по охране социалистической собственности и правопорядка либо погибших на производстве в результате несчастного случая;

7) рабочим и служащим, длительное время добросовестно проработавшим в сфере производства;

8) матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", многодетным семьям (имеющим троих и более детей) и одиноким матерям;

9) семьям при рождении близнецов;

10) учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений;

11) спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований...".

Перечень категорий граждан, пользующихся правом на первоочередное предоставление жилых помещений, не был полным. Имелись и другие их категории, которым ФЗ или подзаконными актами было предоставлено право на первоочередное получение жилого помещения. Так, согласно Закону РФ от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" право на первоочередное предоставление жилого помещения имели соответственно реабилитированные граждане и прокуроры и следователи. Кроме того, в ряде законов были установлены конкретные сроки обеспечения их жильем.

Перечисленные в ст. 36 ЖК РСФСР граждане должны были включаться в отдельные списки на предоставление жилых помещений. В п. 22 Примерных правил учета граждан было установлено, что конкретный порядок предоставления жилых помещений указанным категориям граждан определяется в действующих на территории субъектов РФ правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.

Отметим, что прежнее законодательство не предусматривало предоставление жилой площади в льготном порядке лицам только единожды. Правом на первоочередное обеспечение жилой площадью они могли пользоваться неоднократно (но мере возникновения нуждаемости в жилье).

В настоящее время возникает вопрос о сохранении за указанными лицами права на получение жилья. Он должен решаться с учетом положений ч. 2 ст. 6 Вводного закона. В частности, Законом г. Москвы № 29 сохранено право на первоочередное или внеочередное улучшение жилищных условий для граждан, признанных нуждающимися в таком улучшении, в том случае, если они до 1 марта 2005 г. представили необходимые документы.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378.

В ЖК РФ не сохранилось положение, содержащееся в ст. 28 ЖК РСФСР, о том, что очередникам, как правило, должны выделяться жилые помещения в виде отдельных квартир. Кроме того, снижены правовые гарантии относительно заселения в жилые помещения лиц разного пола. Теперь с согласия этих лиц их можно вселить и в одну комнату (ч. 1 ст. 58 ЖК РФ). В ст. 41 ЖК РСФСР было установлено, что при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.

В ЖК РФ нс сохранено право граждан на дополнительную жилую площадь. В какой-то мере оно осталось только для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. В соответствии с ч. 2 ст. 58 жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

В ст. 39 ЖК РСФСР было предусмотрено предоставление отдельным категориям граждан дополнительной жилой площади, т.е. жилой площади сверх нормы – 12 кв. м на человека. В настоящее время предоставление жилья осуществляется по общей площади. Конкретного перечня всех категорий граждан, имеющих право на получение дополнительной площади, указанная статья не содержала, действовало постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930 "О праве пользования дополнительной жилой площадью", отдельные законы и другие нормативные акты.

Однако императивная норма о предоставлении дополнительной площади не всегда выполнялась. На практике вопрос о предоставлении дополнительной площади решался по усмотрению органов (организаций), которые предоставляли жилье гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в зависимости от имеющихся возможностей. Ссылаясь на отсутствие специального законодательного акта, определяющего порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади, указанные органы зачастую отказывали гражданам в ее предоставлении.

Следует обратить внимание, что ЖК РФ не сохранен документ, дающий право на вселение граждан в жилое помещение (ордер), который был предусмотрен ст. 47 ЖК РСФСР. Его заменило решение местного самоуправления о предоставлении жилого помещения (ч. 3 и 4 ст. 57 ЖК РФ).

В ст. 59 ЖК РФ определен порядок заселения комнат в коммунальных квартирах. Установлено следующее:

"1. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

3. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

4. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 –3 настоящей статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом".

Ранее этот порядок регламентировался ст. 46 ЖК РСФСР. Было установлено следующее: если в квартире освободилось жилое помещение, не изолированное от занимаемого другим нанимателем жилого помещения, то оно подлежит передаче в его пользование. Освобождающееся изолированное жилое помещение, где проживают несколько нанимателей, должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых – гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь).

Спорные вопросы о заселении указанных жилых помещений разрешались в судебном порядке. Они нашли отражение в постановлении Пленума № 5.

В нем отмечалось, что при решении вопроса о том, подлежит ли удовлетворению требование о предоставлении жилого помещения в порядке ст. 46 ЖК РСФСР, следует иметь в виду, что освобождающееся изолированное жилое помещение может быть передано в пользование проживающим в этой квартире нанимателям, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (с учетом права на дополнительную жилую площадь), лишь при отсутствии в квартире нуждающихся в улучшении жилищных условий нанимателей, претендующих на получение этого помещения.

Необходимо также учитывать, что иск может быть удовлетворен при условии, если размер занимаемого нанимателем жилого помещения и освободившегося жилого помещения, на которое он претендует, в общей сложности не превышает установленной нормы, кроме случаев, когда наниматель или члены его семьи имеют право на дополнительную площадь либо такое превышение является незначительным. Вопрос о том, является ли превышение размера жилой площади незначительным, решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. Изменения, происшедшие в составе семьи нанимателя (например, в связи с рождением ребенка, вселением в установленном порядке члена семьи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с возникновением у нанимателя или членов его семьи права на дополнительную жилую площадь, учитываются судом при решении вопроса о возможности предоставления нанимателю освободившегося изолированного жилого помещения за период со дня освобождения помещения до его предоставления другому лицу, а если помещение никому не предоставлено, – до разрешения дела в суде.

Если на освободившееся изолированное жилое помещение претендуют два и более проживающих в той же квартире нанимателя, каждый из которых относится к лицам, имеющим право на его получение, то, решая вопрос, кому из них отдать преимущество, суду следует исходить из того, кто из этих граждан в большей степени нуждается в улучшении жилищных условий, учитывая при этом размер занимаемых ими жилых помещений, состав их семей, а также другие заслуживающие внимания конкретные обстоятельства (состояние здоровья проживающих, их возраст, планировку помещений и т.п.).

Вопросы заселения освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах были урегулированы и ст. 16 Основ. В частности, указанной статьей дополнительно была предусмотрена купля-продажа этих жилых помещений и др.

В ст. 59 ЖК РФ в целом сохранен ранее действовавший порядок. Вместе с тем следует иметь в виду, что таким правом (присоединить комнату на безвозмездной основе) пользуются только малоимущие, которые могут быть как нанимателями, так и собственниками жилых помещений. Другие граждане, проживающие в коммунальной квартире, могут заселить освободившееся жилое помещение только на основании договора купли-продажи и при условии, что они обеспечены общей площадью на одного человека менее нормы предоставления (ранее этого ограничения по площади не было).

Вопросы, касающиеся предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также признания решения соответствующего органа о предоставлении такого жилого помещения недействительным, нашли отражение в постановлении Пленума № 14, согласно которому основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).

Вместе с тем ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.

В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований ЖК РФ при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений и. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 4 ст. 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (ст. 151 ГПК РФ).

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (п. 2, 6 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, абз. 5 ст. 12, п. 2 ст. 166 ГК РФ), а также прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены нс соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта РФ.

Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им, исходя из конкретных обстоятельств дела, может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (п. 2 ст. 167 ГК РФ).