Лекция 9. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ГРУППАХ

В результате изучения главы студент должен:

знать

типы групповых задач;

• особенности использования компьютеров при принятии групповых решений;

уметь

• различать плюсы и минусы группового принятия решений;

• оценивать роль индивидуальных и групповых факторов в ситуациях принятия решений группой;

• объяснять причины использования того или иного метода принятия групповых решений;

владеть

• принципами организации групповой работы для принятия решений.

Групповые решения как необходимые компоненты деятельности организаций

Стремление организаций достичь высоких показателей своей деятельности активизирует использование результатов решений, принимаемых группами специалистов. Такой подход обусловлен необходимостью более широкого и многообразного взгляда на ту или иную организационную проблему в условиях все более жесткой конкуренции. Возьмем, к примеру, постоянно возникающие ситуации разработки и производства новой продукции или модификации прежних образцов, сложности с выполнением каких-либо заказов, послепродажным обслуживанием, внедрением различного рода нововведений и т.д.

С точки зрения здравого смысла, совместный подход к принятию решений может казаться более эффективным, чем единоличное решение. Тут же на память приходит поговорка: "Одна голова – хорошо, а две – лучше". Действительно, то, чего не знает один член группы, может знать другой. В тех случаях, когда решение подразумевает один- единственный определенный ответ, разумно предположение, что чем больше людей в группе, тем больше вероятность того, что по крайней мере один из них найдет этот ответ. Однако групповые решения часто подвергаются и критике. Высказываемые в группах мнения порой настолько противоречивы и не согласуются друг с другом, что их члены, долго обсуждавшие какой-либо вопрос, расходятся с чувством неудовлетворенности окончательным решением и затратами времени. В деловых кругах Америки есть даже поговорка о том, что "верблюд – это лошадь, спроектированная комитетом". Итак, обращаясь к практике, следует задаться таким вопросом: всегда ли групповое решение лучше единоличного?

Многие психологи в течение нескольких последних десятилетий заняты сопоставлением эффективности индивидуальных и групповых решений. Прежде всего следует отметить, что процесс группового принятия решений по сути сходен с процессом индивидуального принятия решений. В том и другом случаях присутствуют одни и те же стадии: уяснение проблемы, сбор информации, выдвижение и оценка альтернатив и, наконец, выбор одной из них. Однако процесс группового принятия решений является более сложным в социально-психологическом плане, так как каждая из этих стадий сопровождается взаимодействием между членами группы и, соответственно, столкновением различных взглядов.

Отмстим прежде всего, что процесс группового обсуждения, как правило, требует сравнительно много времени, значительно больше, чем в случаях индивидуальных решений. Назовем также три фактора, важные для осуществления эффективного процесса принятия группового решения: планирование, обеспечение соответствующим персоналом и управление обсуждением.

Планирование. Первые вопросы, которые сразу же возникают здесь, состоят в том, почему именно эта группа людей занимается принятием решения и чего можно ожидать от них. Важным является также вопрос о количестве участников. Руководитель группы (или менеджер) должен ясно понимать, что ее функция в данном случае заключается именно в том, чтобы вырабатывать идеи, давать менеджеру советы и в итоге принимать то или иное решение.

Подбор персонала. Следующий важный вопрос: "Кто должен входит в состав группы?". Сюда необходимо включать людей, имеющих, как правило, соответствующую информацию, и тех, кто будет связан с возможным решением и может поддержать его, а также тех, от кого зависит его исполнение. Имеет значение и величина группы. Если она состоит из пяти или семи человек, то этот вариант считается обычно наилучшим. Во-вторых, группа должна быть гетерогенной (разнородной). Чем более гетерогенной является группа, включающая в себя различные тины людей, тем вероятнее, что она будет в состоянии выработать различные идеи и новые точки зрения. Однако надо учитывать, что гетерогенные группы являются более конфликтными и потому в них труднее достигается согласие. Если цель группы – формирование альтернатив и их оценка, то гетерогенные группы могут быть очень результативны. Если же цель обсуждения – прийти к гармонии, согласию, то гомогенные группы (похожие люди), окажутся, скорее всего, более результативными.

Процедура деятельности группы. Известно, что группа может использовать разные подходы при принятии решений. Особенно важными из них считаются два[1]. Один из них можно назвать формальным. Используя его, группа действует в соответствии с четким алгоритмом, который определяет, как перейти от индивидуальных решений к групповым. К настоящему времени разработано множество формальных методов, однозначно определяющих решение группы. Наряду со сказанным, в арсенале организационной деятельности имеется и неформальный подход. Он заключается в том, что все члены группы вполне свободно или под определенным контролем обсуждают рассматриваемый вопрос. В итоге дискуссии, заключающейся в непосредственном взаимодействии между индивидами, устанавливается посредством соответствующей процедуры наилучший вариант действия. Общепринято, что качество групповых решений во многом зависит от процедуры деятельности группы.

В целом, групповые процессы подвержены влиянию ряда характеристик группы или команды. Обычно называют такие характеристики, как величина группы, статусные различия ее членов, сплоченность, разнообразие членов группы, эмоциональная зрелость, физическая среда и коммуникационные технологии.

Обращение к групповому принятию решений имеет то несомненное преимущество (по сравнению с решением отдельного менеджера), что одним из его итогов является большая степень его приемлемости, по крайней мере для членов данной группы. Имеются и другие факторы, способствующие повышению эффективности групповых решений. Специфику таких решений, их плюсы и минусы рассмотрим ниже.