Принятие договора о Таможенном союзе

Таможенный союз вступил в действие с 1 января 2010 г., для чего было принято свыше 40 международных договоров, определивших условия создания и статус единой таможенной территории, институциональную структуру ТС, механизмы регулирования торговли с третьими странами, порядок взимания косвенных налогов, базовые нормы в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований. С начала 2010 г. действует единое для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами[1]. Заработали Единый таможенный тариф, подготовленный путем унификации национальных таможенных тарифов, а также механизмы применения тарифных квот, системы льгот и преференций государств – участников ТС.

В соответствии с намеченным планом, с июля 2010 г. был введен единый Таможенный кодекс ТС, обеспечивший организационно-правовую основу функционирования единой таможенной территории. В этом документе определены единые формы и методы таможенного контроля и таможенного оформления, технология контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории. С 1 июля 2011 г. таможенный контроль был полностью перенесен на внешние границы стран ТС, что означало завершение создания единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах ТС, так и товаров, происходящих из третьих стран.

Формируются система единого технического регулирования ТС, единые санитарные, ветеринарные и фитосанитарные требования и правила при импорте продукции, запущен механизм разрешения споров с участием хозяйствующих субъектов стран ТС на базе Суда ЕврАзЭС.

С 1 января 2012 г. вступили в силу 17 базовых соглашений по формированию Единого экономического пространства, и формально оно начало функционировать. В соответствии с указанными базовыми соглашениями и другими документами, разрабатываемыми в их развитие, к концу текущего десятилетия должны быть в полном объеме реализованы "четыре свободы" (свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы), обеспечены гармонизация и унификация регулирования в ключевых сферах, формирование общих отраслевых рынков, действенная координация макроэкономической и валютной политики. То есть в привязке к теории интеграции и практике ЕС в результате будет создан единый внутренний рынок стран-участниц с более или менее выраженными элементами экономического союза. Ниже в справочном порядке приводится информация об основном содержании базовых соглашений по ЕЭП и планах по достраиванию ЕЭП.

Базовыми соглашениями по ЕЭП устанавливаются и предусматриваются:

• макроэкономические количественные параметры, определяющие устойчивость хозяйственного развития;

• постепенное устранение ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов в банках государств ЕЭП, унификация порядка ввоза и вывоза наличных денежных средств в рамках ЕЭП, требований по репатриации валютной выручки, скоординированная политика обменного курса, гармонизация законодательства в области банковского и страхового секторов, валютного рынка и рынка ценных бумаг;

• единые для трех стран принципы и правила конкуренции;

• поэтапное введение национального режима в сфере государственных закупок, а также осуществление их в электронном формате;

• предельный уровень господдержки в сельском хозяйстве – не выше 10% валовой стоимости сельскохозяйственной продукции, что согласуется с требованиями ВТО;

• единые правила предоставления промышленных субсидий, при этом запрещаются субсидии, наиболее сильно искажающие торговлю (экспортные и импортозамещающие), – аналогичные запреты предусмотрены нормами ВТО;

• введение в странах ЕЭП национального режима в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, создание единой международно-договорной базы в этой области;

• предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования в торговле услугами (при условии сохранения отдельных изъятий);

• привлечение трудовых мигрантов из стран ЕЭП без учета ограничений по защите национального рынка труда, проведение согласованной политики по противодействию нелегальной трудовой миграции;

• единые принципы и правила регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также требование создания условий доступа к продукции (услугам) естественных монополий не менее благоприятных, чем условия доступа для национальных экономических операторов (при наличии технической возможности).

Задачи по развитию ЕЭП (из Государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности").

На нервом этапе (2013–2014 гг.) обеспечивается:

• формирование условий для развития конкуренции и обеспечения доступа к услугам организаций железнодорожного транспорта;

• гармонизация тарифной политики в отношении субъектов естественных монополий;

• создание правовых основ для формирования единого энергетического рынка;

• правовое обеспечение гармонизации законодательства в области интеллектуальной собственности;

• создание правовых условий для обеспечения доступа к услугам инфраструктуры в сферах естественных монополий;

• создание основ для гармонизации валютного законодательства;

• гармонизация норм об ответственности за нарушения законодательства в сфере валютного регулирования и валютного контроля и актов органов валютного регулирования.

На втором этапе (2015–2018 гг.) обеспечивается:

• правовое обеспечение гармонизации требований к предоставлению субсидий и создание механизмов контроля в указанной сфере;

• создание основ для гармонизации требований к профессиональным участникам рынка финансовых услуг и создание условий для взаимного признания лицензий;

• формирование унифицированных режимов регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

С марта 2012 г. фактически начала функционировать Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган ТС-ЕЭП. ЕЭК состоит из Совета Комиссии (в лице трех вице-премьеров) и Коллегии Комиссии (девять членов Коллегии – министры по три от каждой страны, один из членов Коллегии является ее Председателем, назначаемым на эту должность сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств). По состоянию на конец 2012 г. Комиссии были переданы функции в сфере внешнеторгового и технического регулирования, разработки ориентиров макроэкономической политики сторон, регулирования конкуренции, отдельные функции выработки решений в сфере естественных монополий, рассмотрение споров между участниками, контроль за выполнением сторонами соглашений по ЕЭИ и др. В целом практически весь объем полномочий, предусмотренных соглашениями по ЕЭП, передан ЕЭК до конца 2013 г.[2]

В Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г. стороны заявили о стремлении завершить в 2014 г. кодификацию международных договоров, составляющих нормативную правовую базу ТС-ЕЭП, и на этой основе создать Евразийский экономический союз.

Таким образом, в мировой иерархии интеграций объединение с участием России, Белоруссии и Казахстана уверенно заняло второе место после ЕС, закрепившись на стадии Таможенного союза с полноценным наднациональным органом и наднациональным регулированием, растущим объемом наднациональных полномочий (ни одно другое объединение в мире, кроме ЕС, не имеет органов и системы наднационального регулирования, все таможенные союзы существенным образом не достроены).

Важное значение для международного позиционирования Таможенного союза имеет Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (ратифицированный Россией 20 октября 2011 г.), целью которого является обеспечение полноценного функционирования ТС в случае присоединения одной из сторон к ВТО. В принципиальном плане Договором устанавливаются правовые основы выполнения членами ТС своих обязательств в ВТО в условиях передачи части функций по регулированию торговли на наднациональный уровень, в том числе определено, что нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования ТС, становятся частью правовой системы ТС, а также, что обязательства стороны в рамках ВТО имеют приоритет перед ее обязательствами в рамках Таможенного союза.

С учетом имеющихся компетенций Евразийской экономической комиссии и решений о порядке ее участия в торговых переговорах с третьими странами ЕЭК может и уже налаживает торгово-политический диалог с зарубежными партнерами, формирует подходы и осуществляет практические шаги к заключению преференциальных торговых соглашений с государствами ТС. В настоящее время учрежден Диалог по торговым вопросам между ЕЭК и Кабинетом министров Украины, развивается сотрудничество по вопросам торговли между ЕЭК и Министерством коммерции КНР, готовится к подписанию Меморандум о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам между странами ТС-ЕЭП, ЕЭК и государствами МЕРКОСУР, ведутся переговоры по заключению Соглашения о свободной торговле с Новой Зеландией, ЕАСТ, стартовали такие переговоры с Вьетнамом (есть в общей сложности более 30 предложений от других стран о начале переговоров о ЗСТ).

Очень важным, если не ключевым вопросом дальнейшего интеграционного сближения России, Белоруссии и Казахстана является вопрос о преимуществах интеграции, их характере, сроках, доступности для бизнеса и населения. Одни преимущества очевидны, другие – менее очевидны, проявление одних возможно в короткие сроки, получение других – требует более длительного времени или носит вероятностный характер.

Очевидное преимущество, и о нем наиболее часто говорят, состоит в значительном сокращении трансакционных издержек ведения предпринимательской деятельности на единой таможенной территории ТС, где отсутствуют внутренние таможенные границы и к минимуму сведены административные формальности (в том числе вводятся единые техрегламенты ТС и тем самым снимаются технические барьеры в торговле между странами). Режим свободного обращения товаров внутри ТС будет способствовать расширению внутриотраслевой торговли и производственно-технологической кооперации стран-участниц, создаст благоприятные условия для взаимного инвестирования, формирования трансграничных инновационных и производственных кластеров.

Фактором, генерирующим существенные преимущества для бизнеса, несомненно, является последовательное совершенствование внешнеторгового, прежде всего таможенного, регулирования в рамках ТС. Даже с учетом имеющихся и отмечаемых бизнесом недостатков Таможенный кодекс ТС в целом устанавливает более прозрачные, предсказуемые и либеральные правила для бизнеса, в первую очередь производителей и экспортеров, а также правила регулирования внешнеторговых операций.