Принцип целенаправленности взаимодействия с социальной средой

Целенаправленность взаимодействия с социальной средой (социумом) рассматривается как социально-педагогический процесс, как значимый механизм изучения, реализации и развития педагогического потенциала социума, а следовательно, как осуществление различного рода процедур с социальными институтами, социальной деятельностью, социальными отношениями и с потенциалом отдельных индивидов.

Как проблема социального обучения взаимодействие существует с момента появления педагогики как науки об образовании человека. Взаимодействие ученика и учителя стало отправной точкой повсеместного употребления данного понятия в объяснении сущности и содержания педагогического процесса. В последующем ОГЛАВЛЕНИЕ этого понятия интегрировалось вместе с интеграцией педагогического, психологического и социологического знания на социально-педагогический уровень. В последнее время взаимодействие устойчиво закрепилось в социально-педагогической науке в виде "взаимодействия социального педагога с учащимися", "взаимодействия учреждений образования с социумом", "взаимодействия социальных институтов", "взаимодействия специалистов социальной сферы с потенциалом социума для его реализации в разрешении проблем личности или группы" и, наконец, "взаимодействия обучаемого, обучающегося и социума" и т.д.

В этом контексте термин "взаимодействие" относится к социально-педагогической категории, и в этом смысле он широко используется и в теории социального обучения, поскольку удачно отражает характер коллективных усилий различных социальных структур при решении стоящих перед ними задач передачи социального опыта. Взаимодействие в социальном обучении является опорным понятием, связующим звеном между специалистом и человеком, нуждающимся в педагогической помощи окружающих, между специалистом и социумом, педагогический потенциал которого значим для разрешения проблем обучения личности. Выполняемая специалистом роль посредника невозможна без установления взаимодействия как с самой личностью, так и со средой, ее окружающей, ее потенциалом, реализуемым в процессе такого взаимодействия.

Принцип целенаправленности взаимодействия с социальной средой (социумом) позволяет определить основные направления такого взаимодействия: изучение педагогического потенциала социума; реализация педагогического потенциала социума; развитие педагогического потенциала социума.

Принцип системного взаимодействия с социальной средой предполагает построение процесса обучения с учетом структуры социума, определяющей в социальной среде основных носителей педагогического потенциала социума: социальной деятельности, социальных отношений, социальных институтов и самих индивидов. Системность взаимодействия с социальной средой позволяет дифференцированно использовать педагогический потенциал социума при решении различных задач социального обучения. Скажем, для развития знаний, навыков и умений в области коммуникаций человека не обязательно использовать педагогический потенциал социальных институтов различного предназначения, а достаточно опираться на педагогический потенциал социальных отношений, отдавая ему приоритет в организации обучающих мероприятий и в выборе форм реализации педагогического потенциала социальных отношений. Системность взаимодействия с социальной средой полагает и реализацию педагогического потенциала отдельных элементов социума в установленной последовательности или в их сочетании: реализация педагогического потенциала социальных отношений на фоне социальной деятельности при включении в нее обучающихся. Успех социального обучения может быть достигнут за счет учета закономерностей развития трех составляющих социума: социальных отношений, социальной деятельности и индивида, его социальных способностей.

Принцип системности взаимодействия важен не только в реализации педагогического потенциала социума, но и при восстановлении утраченных функций взаимодействия. Это означает, что восстановление утраченных функций социальной системы взаимодействия может быть эффективным при учете состояния уровня обмена информацией о педагогическом потенциала социума и отдельных его элементов; состоянии согласования действий, форм и методов реализации педагогического потенциала социума в социальном обучении; состояния совместной деятельности по реализации педагогического потенциала социума в интересах социального обучения.

Принцип информационной достаточности исходит из того, что постановке специалистом диагноза по проблеме, выработке решения на целесообразные действия и выбору вида педагогической помощи личности должны предшествовать меры по устранению дефицита проблемной информации о личности и о социуме. Этот принцип позволяет постоянно поддерживать на должном уровне информационный потенциал социума, значимый для решения проблем социализации личности. Достаточным является такой объем и уровень информационного потока, который позволяет своевременно и в требуемых значениях обеспечить обучающихся данными о педагогическом потенциале социальной деятельности, социальных отношений, социальных институтов, значимом для осуществления целей и задач социализации личности на конкретном этапе ее развития.

Таким образом, количество и ОГЛАВЛЕНИЕ принципов социального обучения, вытекающих из закономерностей процесса обучения, не может быть постоянным. Известно, что наше познание не ограничено, можно считать, что не все уже обнаруженные закономерности нашли свое отражение при формулировании принципов и, возможно, со временем мы узнаем о новых закономерностях, требующих разработки новых принципов.