Принцип связи воспитания с жизнью, трудом

В воспитательном аспекте основное требование принципа связи теории с практикой заключается в связи воспитания с жизнью, трудом. Учиться нужно не для школы – для жизни. Педагоги всегда понимали бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Вот почему воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующие положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

Школа жизни – лучшая школа воспитания, поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях:

1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами;

2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

Подростки активно стремятся к взрослости, т.е. сама природа дает воспитателям возможность достичь необходимого педагогического эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения. Пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач. Как указывал И. П. Павлов, жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал "жизненным воспитанием". Такое воспитание – "школу жизни" – проходят все подрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт поведения, вырабатываются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.

В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется сужено как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути для полноправного участия детей и подростков в решении важных для любого человека проблем: демократизации общества, соблюдения прав человека, сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд – лишь одно из важнейших средств социализации личности, включения ее в систему общественных отношений. Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

• понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономического базиса общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

• уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

• развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

• понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;

• сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;

• бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;

• нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины, разгильдяйству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

В воспитательном аспекте принцип связи воспитания с жизнью, трудом нацеливает также на установление связей школьной системы воспитания с системами семейного и общественного воспитания. Практическая реализация принципа основана на творческом соблюдении ряда правил.

1. Старайтесь преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекайте их к конкретной и посильной деятельности. Разрабатывайте программу осуществления требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдайте постепенность в его реализации.

2. Согласуя свои действия с семьей, объясняйте каждому воспитаннику, что его главный вклад в общественное производство – учебный труд, помощь дома и в школе. Не следует препятствовать желанию подростков и юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные бригады, подрабатывать во время каникул.

3. Дети обычно стремятся к деятельности: пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это обстоятельство, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.

4. Широко используйте на уроках и во внеклассной воспитательной работе местный краеведческий материал.

5. Участвуя наравне с взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества.

6. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.

7. Воспитательный процесс организуйте таким образом, чтобы школьники чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.

8. Процесс продолжайте до тех пор, пока ваши воспитанники не смогут самостоятельно пользоваться приобретенными умениями и преуспеть в этом.

9. Обеспечение применения материала – первая обязанность учителя. Между изложением содержания и объяснением его применения должно быть установлено правильное соотношение.

10. Наибольшее влияние на учеников оказывают, как правило, те пути применения теории на практике, которые в свое время повлияли на учителя.

11. Переносите изучаемый материал на личностный уровень.

12. Пусть предлагаемые вами способы применения соответствуют потребностям ваших учеников.

13. Планируйте урок так, чтобы каждый его этап вносил свой вклад в дело применения теории на практике.

14. Помогите ученикам перейти от усвоения абстрактных, общих способов применения материала к конкретным шагам.

15. Иллюстрируйте предлагаемые способы применения примерами.