Принцип социумности

ОГЛАВЛЕНИЕ этого принципа отражает средовый характер социально-педагогической науки, тесную связь с педагогическим (воспитательным) потенциалом социума. Социум – это социальная среда обитания множества отдельных индивидов.

Социум – это многоуровневая сфера существования отдельных индивидов и групп людей, координирующих свои действия друг с другом по детально разработанным правилам, обязательствам взаимопомощи для удовлетворения фундаментальных желаний человека, его потребностей в безопасности и помощи в случае нужды в процессе его социализации.

Принцип социумности предполагает рассмотрение проблем социализации сквозь призму взаимодействия с педагогическими возможностями социальной среды, представляющими интеграцию различных возможностей отдельных индивидов и воплощенных в целостном потенциале социума. Таким образом, можно утверждать, что потенциал социума – это относительно постоянная, но динамическая величина имеющихся в нем, прежде всего, нереализованных возможностей, потенциальных потребностей и способностей отдельных индивидов. И что бы ни увеличивалось в потенциале социума и, напротив, что бы ни уменьшалось, социум будет всегда сохранять потенциал, значимый для разных сфер жизнедеятельности общества, города, региона или микрорайона. Предметом нашего изучения является один из видов этого потенциала – педагогический, воспитательный потенциал социума и его значимые в развитии личности статические и динамические характеристики.

Еще П. Наторп отмечал большую значимость "воспитательных сил общества" в развитии человека, в нынешнем его понимании речь идет о педагогическом потенциале социума.

Идея принципа социумности нашла свое отражение в трудах Н. Г. Чернышевского, который утверждал, что деятельность и воспитание человека обусловлены прежде всего социальной средой; В. В. Зеньковского, отмечавшего, что среда – главный фактор в социализации личности; С. Т. Шацкого, который подчеркивал необходимость изучения окружающей среды и работы со средой, а также особую значимость взаимодействия школы с окружающей ее средой; А. С. Макаренко, полагавшего необходимость создания детского коллектива, который действительно становился воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка, высоко ценил различные формы его работы, которые были школой для каждого воспитанника, использовал широкий круг методов в создании такого коллектива, который мог влиять на личность; Π. П. Блонского, который высоко ценил знания нормы и ценности социального окружения личности; В. Н. Шульгина, мечтавшего о воспитании нового человека в новом обществе, о педагогике нового типа – педагогике среды.

Педагоги 20-х – 30-х гг. XX в. творчески развили концепцию социальной детерминированности воспитания, изучали проблемы подготовки молодежи к жизни, исследовали особенности микросферы ближайшего окружения личности.

Развитие принципа социумности можно проследить и в трудах современных отечественных педагогов – В. Г. Бочаровой, Μ. П. Гурьяновой, В. И. Загвязинского, В. А. Сластенина, А. В. Мудрика, И. А. Липского и др. Основное внимание при воспитании и обучении детей отечественные ученые уделяли учету воспитательного потенциала социальной среды при разрешении проблем социализации учащихся образовательных учреждений.

Слово "потенциал" означает возможности, ресурсы, мощность. Само слово имеет двойное смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ: 1) это физическая характеристика – величина, характеризующая запас энергии тела, находящегося в данной точке поля; 2) в переносном смысле – степень мощности (скрытых возможностей) в каком-либо отношении.

Тем самым именно социум посредством предоставления своего потенциала способствует решению различного рода проблем социально-педагогической деятельности.

Принцип социумности в социальной педагогике полагает признание значимости педагогического потенциала социума для развития как отдельного индивида, так и целых групп людей, создание социально-педагогических условий для развития личности, ее педагогического потенциала, социальных потребностей, социальных склонностей и способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.

Принцип социумности требует соблюдения следующих правил: учета ресурсов и возможностей социума в обеспечении педагогического процесса обучения, воспитания и развития личности; использования разнообразия форм и методов реализации педагогического потенциала социума в разрешении проблем социализации личности; диагностики потенциала социума и при необходимости восстановление его составляющих или развитие в целом педагогическими средствами.

Рассмотренные принципы социальной педагогики относятся к числу основных, методологических принципов, позволяющих формировать ОГЛАВЛЕНИЕ научного знания и открывают путь к практике его использования в социально-педагогической деятельности. Именно практика реализации социально-педагогических идей выдвинула целый ряд сопутствующих, дополнительных принципов: организационных, профессиональных, интегративных и др.

Организационные принципы нацеливают на то, что ценность социально-педагогической деятельности достигается прежде всего тем, как она реализуется на деле, как ее результаты ощущаются на практике. ОГЛАВЛЕНИЕ этих принципов вытекает из главной цели социально-педагогической деятельности – восстановления социальной активности личности. К этим принципам относятся:

принцип стимулирования в социально-педагогической деятельности предполагает единство и сочетание этических, нравственно-психологических и материальных форм, а также адекватность средств и способов стимулирования особенностей специалиста;

принцип проектирования и моделирования определяет, что разрешение проблемы детей и взрослых должно сопровождаться моделированием сложившейся ситуации, прогнозированием ее изменений и возможным результатом;

принцип учета значимых факторов означает, что восстановление утраченных функций социальной системы не может быть эффективным без учета социально-педагогических факторов;

принцип технологической компетентности предполагает глубокую осведомленность специалиста об условиях, технологии, методиках и техниках решения проблем детей и взрослых и умения грамотно реализовать свои знания на практике.

Профессиональные (специальные) принципы отражают специфику самого процесса реализации имеющихся возможностей, ресурсов в обеспечении эффективности предоставляемой личности экстренной педагогической помощи. К ним относятся:

принцип информационной достаточности исходит из того, что постановке специалистом диагноза по проблеме, выработке решения на целесообразные действия и выбору вида педагогической помощи личности должны предшествовать меры по устранению дефицита проблемной информации о личности и о социуме;

принцип социальной преемственности, указывающий на необходимость сохранения с помощью воспитательной деятельности культурноисторического наследия;

принцип воспитания в деятельности означает, что благоприятными условиями реализации целей воспитания является деятельность, а следовательно, воспитуемый обязательно включается в активную социальнозначимую деятельность: игры, спорт, искусство, учебу, социальные проекты, общественно полезный труд;

принцип опосредованности воспитательных воздействий на основе создания необходимых условий, в которых для молодежи предоставляется выбор инвариантных путей самореализации;

принцип конфиденциальности отражает нормы профессиональной этики, в соответствии с которыми социальный педагог или другой представитель этой профессии не имеют права раскрывать информацию о личности или отдельных ее сторонах жизнедеятельности без ее согласия.

Принципы интегративности рассматриваются как особенность развития методологических принципов и выражают всесторонность изучения объекта специалистами, представляющими смежные отрасли знаний (социальную психологию, социальную педагогику, медицину, социальное право, валеологию и т.д.), и предостерегают от механического суммарного подхода к использованию готовых знаний об отдельных сторонах объекта педагогического воздействия. К ним относятся:

принцип социального партнерства и сотрудничества при организации и управлении воспитательной деятельностью предполагает построение взаимодействия воспитателя и воспитуемого на основе объединения целей детей и взрослых, организации общения, взаимопонимания, взаимопомощи, взаимной поддержки и общей устремленности в будущее;

принцип социализации предполагает направленность воспитательной деятельности на формирование у детей и взрослых готовности и способности активно участвовать в жизни общества и осваивать его социальный опыт;

принцип согласованности действий предполагает следование участниками совместной деятельности правилу – четкое согласование действий, взглядов, устремлений, ролей, целей и задач деятельности;

принцип качественного изменения личности заключается в централизации усилий участников интеграции на конечную цель деятельности – качественное изменение личности;

принцип социального развития предусматривает деятельность образовательного учреждения как деятельность, направленную на развитие личности ребенка, и это обстоятельство делает ее действенным фактором развития общества;

принцип социального взаимодействия субъектов деятельности – социальных институтов, предполагающий в реализации их совместных воспитательных воздействий обмен информацией, согласование действий, организацию совместных мероприятий.

Таким образом, принципы социальной педагогики – это важнейшие составляющие ее теоретических основ, отражающие в своем содержании нормы социализации индивида во взаимодействии с социальной средой, правила реализации ее потенциала в интересах личности, обусловленные требованиями передовой практики и достижениями педагогической науки. Следовательно, они (принципы) связаны, с одной стороны, с практическим опытом реализации ее задач, дающим устойчивые положительные результаты, а с другой – с закономерностями социально-педагогической деятельности.