Принцип политической нейтральности

Из требований принципов общественного служения, законности, ответственности, справедливости и неподкупности вытекает необходимость обеспечения политической нейтральности государственных (муниципальных) служащих при исполнении ими должностных обязанностей как признака высокого профессионализма и нравственной зрелости.

Политическая нейтральность — не принадлежащий ни тому, ни другому) — нейтральная позиция в отношении политических партий и движений, позиция осознанной лояльности и добросовестного служения обществу и государству.

Исторический экскурс

Проблема политической нейтральности чиновников возникла не сегодня. В России традиционно запрещалось участие служащих в политике, а всякая оппозиционная их деятельность оценивалась как антигосударственная, наносящая вред существующему строю. Так, Советом Министров, возглавляемым П. А. Столыпиным, был издан циркуляр, запрещавший чиновникам принимать участие в политических партиях, обществах, союзах.

Проблему политической нейтральности государственных служащих и сегодня нельзя признать однозначной и раз и навсегда решенной[1]. Попытки однозначно решить проблему политической нейтральности чиновников наталкиваются на трудноразрешимые вопросы: всегда ли принцип личной политической нейтральности в реальной жизни показан государственным служащим; как провести границу между сугубо политическим полем и политизацией государственной службы; может ли государственная служба практически быть выведена из сферы политических отношений и т.д. Очевидно, что непосредственное включение государственных служащих в политику чревато опасностью, с одной стороны, оказания со стороны политиков прямого давления на аппарат, с другой — установления контроля чиновников над действиями политических лиц. И то и другое в равной степени разрушает главный смысл и назначение российской государственной службы — честно и беспристрастно служить всему обществу, избегая лоббирования интересов отдельных политических и иных общественных групп и лиц, так как создает, с одной стороны, условия для произвола чиновников и всевластия аппарата, с другой — ставит государственных служащих в незащищенное положение перед вседозволенностью сменяющихся партий. Кроме того, как показывает отечественный опыт последнего десятилетия, формальная деполитизация аппарата фактически приводит к его "теневому", неконтролируемому политическому влиянию.

Реальное исполнение по должности государственного и муниципального служащего не может осуществляться в изоляции от политики, которую проводят Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, партии. Для чиновника быть лояльным проводимому курсу равнозначно соответствующему моральному выбору. Поэтому политические ориентации государственного и муниципального служащего становятся не только характеристикой его профессиональной пригодности, но и несут немалую морально-этическую нагрузку. Вместе с тем очевидно и то, что государственная и муниципальная служба должна оставаться "вне публичной политики, вне непосредственной борьбы за власть и ее использования в узкоклассовых или корпоративных интересах. Следовательно, речь может идти лишь о мере политической нейтральности государственного и муниципального служащего как реализации сознательной нейтральной позиции в отношении политических партий и движений, в свою очередь являющейся отражением и показателем уровня нравственной зрелости должностного лица. Эта мера определена в ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в форме запретов:

— на использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего;

- создание в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений и др.

Во многих странах принцип политической нейтральности государственной службы обеспечивается тем, что политическая деятельность государственных должностных лиц, осуществляемая вне рамок их официальных обязанностей, регулируется законом, кодексом служебного поведения или и тем и другим одновременно[2].