Принцип открытости и подотчетности

Предназначение государственной и муниципальной службы как института общественного служения предполагает служение обществу, гражданам, а потому обязывает должностных лиц отвечать за свои действия и их последствия не только перед своим начальством, но и перед обществом, информировать граждан и организации о том, как в их деятельности реализуются ожидания общества и предписанные законом требования. Тем самым обеспечивается право граждан осуществлять постоянный контроль за качеством и эффективностью функционирования этих социальных институтов. Игнорирование этих обязанностей сохраняет мифологию о "тайне государственной машины", ведет к усилению корпоративной закрытости, грозит превращению государственной и муниципальной службы в замкнутую касту, обслуживающую свои ведомственные интересы, и создает питательную среду для коррупции. Реализация же этого принципа "позволит вдохнуть жизнь в конституционную декларацию о приоритете прав и свобод человека"[1].

Гласность как фактор повышения социальной ответственности и подотчетности власти, эффективности и качества публичного управления; повышения информированности граждан о состоянии общества и органах государства может служить эффективным оружием в борьбе с коррупцией и иными аномалиями па государственной и муниципальной службе. Без обеспечения свободного и открытого доступа населения к информации о деятельности органов власти невозможно реализовать фундаментальную основу постиндустриальной демократии развитого гражданского общества.

Однако бюрократический характер деятельности многих органов государственного и муниципального управления, доставшийся нам от прошлых времен, не преодолен и поныне, что актуализирует необходимость включения принципа открытости и подотчетности в систему этических принципов, составляющих фундамент Кодекса этики государственных (муниципальных) служащих.

Об уровне открытости государственных институтов в России говорят данные международных исследований, показывающие, что по Индексу непрозрачности Россия занимает 35-е место среди 48 крупнейших держав, причем наибольший вклад в становление "непрозрачности", "неопределенности" социально-политических процессов из пяти основных обследованных факторов вносит коррупция (68), которая имеет больший показатель только в таких странах, как Нигерия (69), Венесуэла (76) и Ливан (77)[2]. Система исполнительной власти остается весьма закрытой для граждан и бизнеса.

Поэтому проблема обеспечения открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства включена в число приоритетных задач в Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Председателем Правительства РФ 30 января 2014 г., а также в проекте Федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации" (2015— 2018 годы)" и Плане мероприятий по развитию системы государственной службы Российской Федерации до 2018 г. Открытость деятельности государственных служащих в целях повышения качества и гражданского контроля за выполнением функций государственного управления обеспечивается действием Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и другими нормативными правовыми актами.

Зарубежный опыт

Принцип открытости государственных служащих включен в этические кодексы многих стран. "Открытость — жизненно важный элемент хорошего, ответственного правительства, — читаем в предисловии к Кодексу министра Великобритании, написанном экс-премьер-министром страны Тони Блэром. — Мы и далее будем расширять открытость на основе Закона о свободе информации"'.

Следуя принципу открытости и подотчетности, государственный и муниципальный служащие обязаны:

- руководствоваться в своей служебной деятельности принципами народовластия, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

— способствовать своей деятельностью усилению подотчетности и подконтрольности Министерства гражданскому обществу;

- в рамках своей компетенции обеспечивать открытость, достоверность и доступность для общества информации о деятельности органов государственного и муниципального управления, способствуя активному вовлечению граждан во взаимодействие на основе открытого и эффективного диалога;

- добросовестным исполнением своих должностных обязанностей способствовать улучшению качества и доступности предоставления государственных услуг, расширению и усилению гражданского контроля за деятельностью органов власти.

Правила служебного поведения, вытекающие из принципа открытости и подотчетности и конкретизирующие его требования, предписывают государственному и муниципальному служащему:

- оперативно реагировать по существу па обращения граждан и организаций;

— совершенствовать технологии взаимодействия и обеспечения доступности для граждан и организаций социально значимой информации, образующейся в деятельности государственных и муниципальных органов управления;

— способствовать реализации права получения гражданином сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги;

— уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им содействие в получении достоверной информации.