Принцип беспристрастности и неподкупности

Гармонию или консенсус интересов призван обеспечивать принцип беспристрастности и неподкупности как реализация "золотого правила нравственности", обеспечивающая потенциальную обратимость, или взаимность поступков и действий.

Беспристрастность — характеристика решений и действий человека, которые принимаются и совершаются исключительно на основе принципов, независимо от предпочтений и интересов, которые при этом удовлетворяются или ущемляются[1].

Учитывая специфику статуса государственного (муниципального) служащего, наделенного определенными рычагами власти и управления, более широкими, чем другие граждане, правами и возможностью влиять на положение дел в обществе и качество жизни граждан, этот принцип приобретает особое значение там, где не "работают" или недостаточно эффективно реализуют себя принципы общественного служения, законности, где не созданы необходимые условия для того, чтобы постоянно напоминать чиновнику о социальной цене его служебной деятельности и ее нравственном смысле.

Ввиду своей актуальности принцип беспристрастности и неподкупности нашел правовое закрепление в ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в форме норм-запретов и в ст. 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Руководствуясь этим принципом, государственные и муниципальные служащие обязаны:

— воздерживаться от поступков и действий, которые могли бы вызвать сомнение в объективном и добросовестном исполнении государственными служащими должностных обязанностей;

- избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации государственного и муниципального служащего или авторитету органа государственного (муниципального) управления;

- при исполнении своих должностных обязанностей вести свои личные дела таким образом, чтобы избегать любых форм конфликтов интересов: явных, неявных или возможных;

- не использовать в целях своей личной выгоды и пользы сведения, полученные при исполнении своих должностных обязанностей;

- избегать или прекратить деятельность или существование ситуации, которая может спровоцировать явный, неявный или потенциальный конфликт интересов;

- в случае возникновения конфликта между личными интересами и служебными обязанностями руководствоваться общественными интересами;

- уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных и иных правонарушений;

- оказавшись стороной конфликта интересов, принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

- представлять в установленном порядке достоверные и полные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно;

— передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ в случае, если владение государственным и муниципальным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;

- не допускать случаев принуждения государственных и муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений;

— при принятии решений, связанных с предоставлением финансовой помощи сторонам, не относящимся к правительственным структурам, удостовериться в том, что они не предоставляют льготных условий и не оказывают какой-либо помощи членам своей семьи или своим друзьям;

— при принятии решений, связанных с субсидированием, удостовериться в том, что они не предоставляют льготных условий и не оказывают какой-либо помощи членам своей семьи или своим друзьям.

Государственный и муниципальный служащий не вправе:

— использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных и муниципальных органов управления, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

— продавать или передавать свое имущество членам своей семьи или кому-либо другому с целью обойти контрольные меры;

- использовать служебную информацию в личных корыстных целях;

- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются, соответственно, федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются должностным лицом по акту в орган, в котором он замещает должность государственной и муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ;

- выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, по договоренности государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

— принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

— использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

— принимать или добиваться получения подарков, знаков гостеприимства и других льгот, принятие которых может оказать явное и неявное влияние на объективность и непредвзятость государственного и муниципального служащего при исполнении им служебных обязанностей и поставить его в положение должника по отношению к дарителю или дарителям. Это, в частности, относится к бесплатному допуску или к допуску по сниженной цене на спортивные соревнования или культурные мероприятия в рамках реальных или потенциальных деловых отношений, связанных со служебными обязанностями чиновника;

- принимать вознаграждения от лиц, стремящихся добиться официальных действий или установления деловых отношений с органами государственного и муниципального управления, а также от лиц, чьи интересы могут в значительной степени зависеть от государственного и муниципального служащего, получающею вознаграждение;

- заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

На практике, однако, чиновники нередко пренебрегают этими запретами, преступая принцип беспристрастности и независимости. В ходе проведенного социологического опроса только 8,9% граждан высоко оценили наличие у государственных служащих таких качеств, как бескорыстие, а 52,7% — низко[2]. 54,7% экспертов, участвовавших в экспертном опросе, проведенном кафедрой государственной службы и кадровой политики Института государственной службы и управления персоналом РАИХиГС при Президенте РФ в марте — апреле 2012 г., отметили, что для государственных служащих на их постах присуще использование служебного положения в личных корыстных целях[3].

Ангажированность и коррумпированность чиновников стала притчей во языцех, а борьба с ними пока не приносит видимых плодов. "Государственный аппарат разъедает коррупция, это не только безнравственно, но и смертельно опасно для общества и государства", — эти слова прозвучали еще в 1997 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, но с полным основанием их можно применить и ко дню сегодняшнему.