Б. Принципы взаимоотношений Европейского Союза с государствами-членами

Следующей группой принципов, также закрепленных в разделе I "Общие положения" ДЕС, выступают основные начала, исходя из которых должны строиться отношения между Союзом в целом и каждым входящим в его состав государством (ст. 4 ДЕС).

К этой группе, в частности, относится указанный выше принцип лояльного сотрудничества, в соответствии с которым ЕС и государства-члены обязаны содействовать друг другу в выполнении задач, вытекающих из учредительных документов ЕС, а государства-члены должны принимать любые меры по выполнению своих обязанностей как членов ЕС и, напротив, воздерживаться от любых мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза.

Со своей стороны, Союз связан принципами равенства государств-членов "перед Договорами" (т.е. перед учредительными документами ЕС), уважения национальной индивидуальности государств-членов, присущей "их основополагающим и конституционным структурам, в том числе в области местного и регионального самоуправления"[1], а также уважения основных функций государства, особенно тех, которые направлены на обеспечение его территориальной целостности, на поддержание общественного порядка и на охрану национальной безопасности.

При этом "национальная безопасность остается в единоличной ответственности каждого государства-члена", что не препятствует принимать на уровне ЕС нормативные акты и другие меры, направленные на ее укрепление.

К принципам взаимоотношений между ЕС и государствами- членами также можно отнести и принципы, регулирующие применение права ЕС и его взаимоотношение с национальным правом государств-членов, а именно, рассмотренные выше принципы верховенства и прямого действия права ЕС, которые были выведены из учредительных документов судебной практикой Суда ЕС.

В. Принципы компетенции Европейского Союза

Принципы компетенции ЕС – это руководящие начала, исходя из которых ЕС приобретает и осуществляет свою компетенцию. Важнейшие из этих принципов закреплены в следующей статье раздела I "Общие положения" – ст. 5 ДЕС. Это принцип наделения компетенцией, принцип субсидиарности, принцип пропорциональности.

К этой группе также примыкают общие принципы деятельности ЕС, изложенные в разделе II "Положения общего применения" части первой "Принципы" ДФЕС: принцип обеспечения согласованности между различными направлениями политики и деятельности ЕС, принципы учета потребностей охраны окружающей среды и защиты потребителей, принцип уважения статуса церквей и некоторые другие (см. 3.3).

Г. Демократические принципы устройства Европейского Союза

Демократические принципы устройства ЕС представляют собой руководящие начала, призванные обеспечивать демократический характер формирования и функционирования надгосударственного механизма публичной власти ЕС. Данным принципам посвящен второй раздел ДЕС, включенный в него Лиссабонским договором 2007 г. – раздел II "Положения о демократических принципах".

К демократическим принципам устройства ЕС относятся, в частности, принцип равенства граждан ЕС во взаимоотношениях с Союзом, принцип представительной демократии, принцип привлечения национальных парламентов к управлению Союзом. Некоторые принципы, закрепленные в разделе II ДЕС, одновременно являются источниками ряда политических прав граждан Союза, например, права на "гражданскую инициативу" (право 1 млн граждан ЕС требовать подготовки проектов новых правовых актов ЕС).