Принципы устойчивого развития в управлении транспортными системами

Управление современными транспортными системами любого уровня невозможно представить без учета фактора устойчивого развития (sustainable development). Возникновение этого понятия относится к 1980—1990-м гг., когда обеспокоенность проблемами необратимых изменений окружающей среды перестала быть уделом узкого круга исследователей и приобрела глобальный характер.

Устойчивым является такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение текущих потребностей, не нарушая интересов будущих поколений. Это определение выработано в 1983 г. Всемирной комиссией по Окружающей среде и развитию. А в 1992 г. конференция ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию приняла так называемую "Повестку дня на XXI век" (далее — "Повестка") — программу, определившую направления поиска новых схем потребления и производства, соответствующих принципам устойчивого развития.

Россия также выразила приверженность идеям устойчивого развития. В принятой указом Президента РФ "Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (1996) было подчеркнуто, что улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в пределах хозяйственной емкости биосферы.

На долю транспорта приходится около половины всех загрязнений окружающей среды. Он потребляет около 70% всей производимой в мире нефти и является источником 80% загрязнения воздушной среды в городах мира. Особенно значимо негативное экологическое воздействие автомобильного транспорта, которое не ограничивается его "лидерством" в загрязнении воздуха и потреблении невосполнимых энергетических ресурсов. Процесс неконтролируемой массовой автомобилизации создает все возрастающую нагрузку на сеть автомобильных дорог, что грозит развитым странам экономическим коллапсом. Особенно остро эта проблема стоит в странах Евросоюза, где более 80% грузооборота обеспечивается за счет автомобильных перевозок. Поэтому вопросы совершенствования транспортных систем с учетом фактора устойчивого развития находятся в центре растущего внимания международных организаций и правительств развитых стран.

Применительно к транспорту устойчивое развитие означает, что удовлетворение транспортных потребностей не противоречит приоритетам охраны окружающей среды и здоровья, не ведет к необратимым природным изменениям и истощению невосполнимых ресурсов. При этом:

— решения в области развития транспорта должны оцениваться как с точки зрения экономической эффективности, так и с точки зрения безопасности и воздействия транспорта на окружающую среду, причем все указанные критерии являются равноценными;

— общество и государство должны стремиться к разумному сокращению транспортных потребностей, не нарушая при этом нрав на свободу перемещения и торговли. Идеальный результат — более медленный рост объемов транспортной деятельности по сравнению с ростом ВВП;

— органы власти и граждане несут ответственность за выбор оптимальных с точки зрения экологии решений в области развития транспорта. При принятии управленческих решений в сфере транспорта необходимо осуществлять оценку воздействия на окружающую среду и проводить экологическую экспертизу проектов в соответствии с нормами законодательства по охране окружающей среды;

— в рамках реализации принципа "загрязнитель платит" производитель транспортной услуги должен полностью возмещать экологический ущерб, связанный с ее предоставлением — от потребления ресурсов до утилизации транспортных средств и отходов транспортной деятельности;

— в регулировании конкурентных отношений между различными видами транспорта реализуется принцип поэтапного переключения грузо- и пассажиропотоков на экологически чистые виды транспорта;

— в налоговой политике акцепт переносится с обложения производства и реализации транспортных услуг на обложение потребления их производителями топливно-энергетических ресурсов;

— усилия по решению проблем транспортного планирования, повышения безопасности и снижения негативного воздействия транспорта па окружающую среду концентрируются, прежде всего, применительно к крупнейшим городам, курортным зонам и территориям, прилегающим к международным транспортным коридорам.

Необходимо обратить внимание на то, что понятие устойчивого развития является комплексным. Применительно к транспорту оно интегрирует традиционный императив безопасности с приоритетами охраны окружающей среды, здоровья людей, сокращения энергопотребления и т.д. Обобщающим ключевым словом, символизирующим применение принципов устойчивого развития, стало прилагательное "зеленый" (green): "зеленая энергетика", "зеленые транспортные системы", "зеленая логистика" и т.д.