Принципы социальной педагогики и их характеристика

Основные понятия: принципы, закономерности социальной педагогики, принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип гуманизма, принцип социумности, организационные принципы, профессиональные (специальные) принципы, принципы интегративности.

Термин "принцип" (лат. principium) в буквальном переводе означает "начало", "основа". Это понятие пришло из философии. В педагогике оно стало обозначать достаточно широкий круг явлений, в результате приобрело множество определений. Так, принципы представляются как основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки в целом; убеждения, взгляды на вещи, отношения, явления, факты; первоначально руководящие идеи, основные правила поведения; логическое начало какой-либо системы деятельности; требования, предъявляемые к чему-либо.

Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами – основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна. Социальная педагогика, как было сказано выше, "отпочковалась" от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Однако вопрос о принципах педагогики для каждого периода развития этой науки был дискуссионным. Не является исключением и современный период. Разные ученые выдвигают те или иные принципы или по-новому толкуют уже известные.

Еще большие сложности возникают в этом плане у социальной педагогики, однако, несмотря на ее зрелый мировой возраст (более 100 лет), в России эта наука делает свои первые шаги.

Современная социальная педагогика представляет собой арену столкновения различных концепций и точек зрения на сущность и характер социально-педагогических явлений и передовых взглядов на предмет и задачи социальной педагогики, которые сегодня утверждаются как традиционное толкование ее понимания, с точки зрения педагогической науки, без каких-либо ссылок и сносок на социальную работу и выяснение их идентичности.

Становление в России социальной педагогики осуществлялось в борьбе с различными течениями и взглядами за средовое (социумное, социальнопедагогическое) понимание ее предмета. На этом пути ей пришлось преодолеть многие серьезные ошибки и заблуждения (увлечение внеучебной работой в 1960-е гг., только социальным (коммунистическим) воспитанием в 1980-е гг. или уклон в социальную работу в 1990-х гг.).

Принципы социальной педагогики составляют теоретическую основу социальной педагогики, являются одним из значимых ее элементов.

Принципы социальной педагогики объективны по содержанию и субъективны лишь по форме. Они формулируются в качестве руководящих начал с тем, чтобы формирующееся ОГЛАВЛЕНИЕ науки не противоречило имеющимся социальным закономерностям и в то же время объективно отражало реальное состояние педагогического процесса.

Принципы социальной педагогики – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы деятельности органов образования и социальной защиты, здравоохранения и т.д., обусловленные развитием социальных процессов, требованиями передовой практики и достижениями прикладной науки.

Мы рассмотрим четыре основных методологических принципа – природосообразности, культуросообразности, гуманизма и социумности. Каждый из этих принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специфику и по-особому отражается в социально-педагогической деятельности.

Принцип природосообразности – принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты. Приведем примеры.

Впервые этот принцип был сформулирован в произведениях Платона, Аристотеля, Демокрита. Наиболее полно этот принцип был раскрыт много позже великим чешским педагогом Я. А. Коменский в середине XVII в. в его главном труде "Великая дидактика". Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Он писал о том, что там, где рождаются люди, требуется воспитание, чтобы дары природы из возможных стали действительными. Я. А. Коменский опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Он выдвигает, обосновывает и строит свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей. Впоследствии принцип природосообразности был положен в качестве основы построения различных педагогических и социально-педагогических теорий. Так, французский философ Ж.-Ж. Руссо считал, что воспитание ребенка должно происходить сообразно природе. Он писал, что "природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми". Он придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. Поэтому у Ж.-Ж. Руссо на первом плане была природа ребенка, которой и следовало подражать, осуществляя подготовку человека к будущей жизни. Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания ребенка от его рождения до совершеннолетия в естественных, природных условиях. Для своей теории свободного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию детей.

Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, создавший учреждения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания – развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания, по И. Г. Песталоцци, это согласие с природой. Причем, в отличие от Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных способностей ребенку необходима помощь. По его образному выражению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы – природы. Он утверждал, что любое воспитание, которое не было построено на принципах природосообразности, проходит по ложному пути.

Немецкий ученый-педагог Ф. Дистервег, вслед за И. Г. Песталоцци, также считал этот принцип важнейшим принципом воспитания. В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника. Ф. Дистервег утверждал, что "принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества".

Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных классиков педагогики. К. Д. Ушинский в своем главном психолого-педагогическом сочинении "Человек как предмет воспитания" писал, что для воспитания и обучения ребенка учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но и вооружиться также основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребенка. Разрабатывая программу по педагогике, К. Д. Ушинский обосновал необходимость предварительного изучения основ физиологии, гигиены и психологии, на основе которого можно переходить к изучению дара слова, нравственных, эстетических и религиозных чувств, дидактики. Последователем идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в России был писатель Л. Н. Толстой. Он верил в природное совершенство личности ребенка, который от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра. Если у Ж.-Ж. Руссо воспитание означало соответствие естественному развитию ребенка, его природе, то у Л. Н. Толстого воспитание – это создание условий, способствующих развитию личности ребенка.

Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов Π. П. Блонского, С. Т. Шацкого, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ю. К. Бабанского, Г. И. Щукиной, Т. И. Ильиной и др. Они считали, что в воспитании и обучении детей особое внимание следует уделять учету возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Особо следует выделить в России деятельность Всеволода Петровича Кащенко (1870–1943), создавшего в 1908 г. санаторий-школу для дефективных детей, который сочетал в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. На основе этого учреждения в 1918 г. организуется дом изучения ребенка. Развивая принцип природосообразности, В. П. Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании "исключительных" (с отклонениями в развитии) детей.

Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил: учет возрастных особенностей детей; учет половых особенностей детей: учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы; опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности; развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Принцип культуросообразности является продолжением принципа природосообразности. Необходимость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому. Еще в античном обществе философами и педагогами были вскрыты глубокие связи между формированием личности и культурой. При этом обозначились два важных тезиса: личность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры – это человек.

Педагоги прошлого в своих произведениях, обращаясь к проблеме приобщения молодежи к культуре, считали последнюю необходимым и очень важным фактором формирования высоконравственного человека.

Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике Ф. Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова. Все человечество, каждый народ и каждое поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры – это наследие, оставленное предками как результат их истории. Состояние культуры, утверждал немецкий ученый, должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны. Человек – продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от природных задатков.

В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К. Д. Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, культуры. В произведениях К. Д. Ушинского, а также других наших соотечественников (М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского) эта идея отражается как идея народности. Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими природными условиями. К. Д. Ушинский, изучая системы воспитания передовых стран того времени, пришел к выводу, что система воспитания каждой страны (в большей или меньшей степени) есть выражение характера самого народа. Отсюда он делает вывод: воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, всегда лучше других систем. По утверждению К. Д. Ушинского, народ и его культура создали идеал человека, которому нужно следовать в воспитании. Поэтому он выдвигал требование "воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития и который исторически изменяется". Принцип культуросообразности предполагает престиж общечеловеческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Общечеловеческие ценности полагают признание человека как самоценности, семьи как естественной среды существования, труда как основы жизнедеятельности, мира на земле как условия существования, знания как основы деятельности, культуры как исторически сложившегося социального опыта.

Приобщение ребенка к различным культурам общества: бытовой, физической, сексуальной, интеллектуальной, политической, духовной – весьма сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями семьи и общества, различных учреждений и объединений (школа, детские сады, внешкольные учреждения, молодежные организации и др.), в которых находится ребенок в разные периоды своей жизни.

Однако восприятие культуры ребенком не происходит пассивно, он сам становится творцом этой культуры. Детские ансамбли, художественные студии, кружки и секции позволяют детям приобщаться к культуре.

Развитие творческих способностей детей, имеющих недостатки в развитии или воспитании, – особая задача. Известно, что глухие дети поют и танцуют, играют на музыкальных инструментах, общаются с компьютером, но пока это явление – не норма, а скорее исключение. И развитие таких детей – заслуга энтузиастов-педагогов. Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил: учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур; развитие творчества детей с отклонениями в развитии.