Принципы равенства и запрета дискриминации

Эта группа охватывает собой принципы, связанные с выравниванием прав субъектов общественных отношений с учетом их исходного неравенства, обусловленного социальными, экономическими, культурными, национальными и иными различиями, состоянием здоровья и проч. Сюда относится так называемая позитивная дискриминация, или дифференциация, т.е. предоставление расширенного или специфического объема прав и возможностей тем, кто изначально лишен способности реализовать свои права в общем порядке, а также недопущение так называемой негативной дискриминации, т.е. воспрепятствование неправомерному ограничению или лишению кого-либо прав и возможностей на основании сугубо субъективных и предвзятых представлений о его ограниченных способностях к исполнению своих обязанностей.

Эта группа принципов широчайшим образом урегулирована на международном уровне. Международными актами признается равенство прав человека, равноправие мужчин и женщин, равенство людей от рождения и вне зависимости от расовой принадлежности, равенство перед законом и судом, равное право на защиту закона, на доступ к госслужбе в своей стране, на равную оплату за труд равной ценности и др.[1] Более того, в отличие от рассмотренных выше принципов, принцип равенства и родственные ему принципы выступают предметом отдельных, узкоспециальных международных актов[2].

В Конституции РФ комплекс данных принципов закреплен применительно к различным аспектам общественной жизни и отраслям права (административному, предпринимательскому, трудовому, процессуальному и др.), а также неконкретизированным по сфере действия общеправовым отношениям. Так, в п. 2 ст. 6 говорится: "...Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации"; в п. 2 ст. 8: "...Β Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности"; в п. 4 ст. 13: "...Общественные объединения равны перед законом"; в н. 2 ст. 14: "...Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом"; в п. 4 ст. 32: "...Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе"; в п. 3 ст. 37: "...Каждый имеет право на [...] вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации".

Без привязки к конкретной сфере Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19) и приводит ряд недопустимых оснований дискриминации человека и гражданина, категорически запрещенных на конституционном уровне, а именно: пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям и др. (п. 2 ст. 19).

Помимо общего запрета на дискриминацию человека и гражданина по указанным основаниям Конституция РФ содержит и конкретизированный запрет на ограничение прав граждан. Такое ограничение запрещается в любой форме по таким признакам, как социальная, расовая, национальная, языковая или религиозная принадлежность. Особое значение Конституция РФ придает вопросам обеспечения равенства и запрета дискриминации по признаку пола: они дополнительно дублируются и в определенной степени раскрываются через закрепление принадлежности мужчинам и женщинам равных прав и свобод и равных возможностей для их реализации (п. 3 ст. 19). Очевидно, что объем, который данный комплекс принципов занимает в тексте Конституции РФ, может служить доказательством его безусловной значимости, признания его в качестве базовой ценности российского общества и отправной точки построения современного российского правопорядка.

В области социального обеспечения данный принцип часто упоминается среди принципов государственной политики регулирования отдельных его институтов, а также целей и задач государственных и региональных органов социального обеспечения. Так, в п. 2 ст. 9 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" говорится: "...Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны [...] осуществлять... защиту [несовершеннолетних] от всех форм дискриминации"; в абз. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации": "...Целями государственной политики в интересах детей являются: ...недопущение их дискриминации"; в преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": "...целью... [государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ) является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ", там же в ч. 1 ст. 2 равенство возможностей упоминается среди целей социальной защиты в определении понятия "социальная защита" и в п. 4 ч. 1 ст. 5 среди целей региональных программ в области социальной защиты инвалидов; равенство прав и возможностей граждан в вопросах занятости населения упоминается в п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 13, подп. 3 п. 2 ст. 15.1, п. 1 ст. 26 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации"; в п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" говорится: "...Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации", и др.

Общеправовой характер этого комплекса принципов прослеживается во внеотраслевом подходе к их определению и закреплению на конституционном уровне, а также в многообразии и широкой отраслевой принадлежности норм федерального законодательства, содержащих и конкретизирующих эти принципы применительно к конкретной области общественных отношений[3]. Особая значимость данного принципа доказывается его закреплением не только во всех основополагающих международных актах, но и во всех основных отраслевых российских законах. Административно-правовая (ст. 5.62 "Дискриминация"[4] КоАП РФ) и уголовно-правовая (ст. 136 "Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина" УК РФ) ответственность, установленные за дискриминацию, применяются к дискриминации в любой сфере общественной жизни, что также подтверждает общеправовой характер данной группы принципов. При этом определение понятия "дискриминация", данное ст. 136 УК РФ, полностью совпадает с приведенным в ст. 5.62 КоАП РФ.