Принципы, проблематика и приоритеты социальной ответственности

Несмотря на то, что все основные темы взаимосвязаны и дополняют друг друга, природа организационного управления в некоторой степени может отличаться. Эффективное организационное управление дает организации возможность предпринимать действия относительно других основных тем и проблем и внедрять следующие принципы.

1. Подотчетность – организации следует быть подотчетной за ее воздействие на общество и окружающую среду.

2. Прозрачность – организации следует быть "прозрачной" в ее решениях и деятельности, которые оказывают воздействие на общество и окружающую среду.

3. Этичное поведение – организации следует постоянно вести себя этично.

4. Уважение интересов заинтересованных сторон – организации следует уважать, учитывать и реагировать на интересы ее заинтересованных сторон.

5. Соблюдение верховенства закона – организации следует принять то, что соблюдение верховенства закона обязательно.

6. Соблюдение международных норм поведения – организации следует соблюдать международные нормы поведения, при этом следуя принципу соблюдения верховенства закона.

7. Соблюдение прав человека – организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность.

В процессах реализации социальной ответственности организации следует рассматривать основные темы как целое; т.е. ей следует рассматривать все основные темы, проблемы и их взаимосвязи, а не просто концентрироваться на решении одной проблемы. Улучшения, направленные на решение отдельной проблемы, не должны отражаться негативно на решении других проблем или не должны оказывать негативное воздействие на жизненный цикл продукции или услуг, на заинтересованные стороны или на цепочку создания добавленной стоимости.

Основные проблемы социальной ответственности, рассматриваемые стандартом ISO 26000:

Организационное управление

Права человека.

Проблема 1: Должная предусмотрительность.

Проблема 2: Ситуации, связанные с риском для прав человека.

Проблема 3: Избежание соучастия.

Проблема 4: Удовлетворение жалоб.

Проблема 5: Дискриминация и уязвимые группы.

Проблема 6: Гражданские и политические права.

Проблема 7: Экономические, социальные и культурные права.

Проблема 8: Основные права в сфере труда.

Трудовые практики.

Проблема 1: Наем и трудовые отношения.

Проблема 2: Условия труда и социальная защита.

Проблема 3: Социальный диалог.

Проблема 4: Охрана труда и безопасность на рабочем месте.

Проблема 5: Развитие человеческого потенциала и обучение на рабочем месте.

Окружающая среда.

Проблема 1: Предотвращение загрязнения.

Проблема 2: Устойчивое ресурсопользование.

Проблема 3: Смягчение изменения климата и адаптация к нему.

Проблема 4: Защита и восстановление естественной природной среды.

Добросовестные деловые практики.

Проблема 1: Противодействие коррупции.

Проблема 2: Ответственное вовлечение в политику.

Проблема 3: Честная конкуренция.

Проблема 4: Пропаганда социальной ответственности в рамках сферы влияния.

Проблема 5: Уважение прав собственности.

Проблемы, связанные с потребителями.

Проблема 1: Честные практики маркетинга, информирования и заключения договоров.

Проблема 2: Защита здоровья и безопасности потребителей.

Проблема 3: Устойчивое потребление.

Проблема 4: Обслуживание и поддержка пользователей и разрешение споров.

Проблема 5: Защита данных и обеспечение конфиденциальности потребителей.

Проблема 6: Доступ к услугам первой необходимости.

Проблема 7: Образование и повышение осведомленности.

Участие в жизни сообществ и их развитие.

Проблема 1: Участие в жизни сообществ.

Проблема 2: Образование и культура.

Проблема 3: Создание занятости и развитие навыков.

Проблема 4: Развитие технологий.

Проблема 5: Создание благосостояния и дохода.

Проблема 6: Здоровье.

Проблема 7: Социальные инвестиции.

Организации следует добросовестно и методично управлять своими решениями, связанными с каждой темой социальной ответственности и вести мониторинг воздействия в рамках ее сферы влияния с тем, чтобы минимизировать риск ущерба обществу и окружающей среде.

Организации следует стремиться к повышению полезного воздействия се решений на общество и окружающую среду. При принятии решений следует учитывать ресурсы и планирование, необходимые для этих целей. Организации следует подтвердить, что принципы социальной ответственности применяются в ее управлении и отражены в ее структуре и культуре.

Ей следует с необходимой периодичностью пересматривать процедуры и процессы, чтобы убедиться, что они учитывают социальную ответственность организации. Процедуры должны включать:

• применение проверенных практик управления в области социальной ответственности;

• выявление путей, которыми принципы социальной ответственности, основные темы и проблемы применяются к различным подразделениям организации;

• постановку конкретных краткосрочных задач для того, чтобы преобразовать цели в их практическую реализацию;

• определение и выделение ресурсов, достаточных для решения задач;

• если это адекватно размеру и характеру организации, установление департаментов или групп внутри организации для анализа и пересмотра процедур;

• учет социальной ответственности при осуществлении деятельности организации;

• внедрение социальной ответственности в практики закупок и инвестирования;

• встраивание проблем социальной ответственности в управление кадровыми ресурсами и другие организационные функции.

Очень важно осознавать, что процесс интеграции социальной ответственности повсеместно в организации не происходит одномоментно или с одинаковым темном для всех основных тем и проблем.

Организации следует определить приоритеты для действий, основываясь на ее планах по интеграции социальной ответственности повсеместно в организацию и ее повседневные практики. Приоритеты, вероятно, будут изменяться с течением времени. Организации следует вовлечь заинтересованные стороны в определение приоритетов.

Высокий приоритет следует отдавать проблемам и действиям, которые имеют значимое влияние на устойчивое развитие. Основа для присвоения высокого приоритета проблемам и действиям должна включать следующие факторы:

• высокий приоритет на основе значимости для устойчивого развития следует отдавать проблемам и действиям, которые связаны:

– с соответствием законодательству и международным нормам поведения;

– потенциальными нарушениями прав человека; практиками, которые могут подвергать опасности

жизнь или здоровье;

– практиками, которые могут оказать серьезное влияние на окружающую среду;

– проблемами, в отношении которых результативность организации существенно ниже передовой практики;

• высокий приоритет на основе влияния, которое проблемы или действия могут оказывать на социальную ответственность организации, может быть присвоен действиям, которые:

– потребуют много времени для того, чтобы стать полностью эффективными;

– вызывают непосредственную озабоченность заинтересованных сторон;

– могут существенно улучшить возможность организации достижения важных целей;

– приводят к значительным затратам, если не решаются быстро;

– могут быть внедрены быстро и просто и, таким образом, стать полезными в повышении осведомленности и мотивации к действиям в области социальной ответственности внутри организации.

Порядок приоритетов будет отличаться у разных организаций. Приоритеты должны пересматриваться и обновляться с периодичностью, которая адекватна организации.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести спонсорство и корпоративную благотворительность, содействие охране окружающей среде, взаимодействие с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров). Большинство из этих направлений не может быть реализовано простыми приказами государства, а требует более тонкого подхода к взаимодействию бизнеса и органов государственной власти. Государство должно создавать стимулы для бизнеса, чтобы корпорации с большим интересом относились к сфере своей социальной ответственности. К таким стимулам увеличения привлекательности социальной ответственности относится: улучшение имиджа компании, ее репутации, популяризация компании в СМИ, реклама ее бренда, товаров, рост производительности труда, развитие персонала и возможность привлечения инвестиционного капитала, сохранение социальной стабильности общества и налоговые льготы.

Оценка эффективности вложенных в социальные программы средств является "больным вопросом": компании зачастую не имеют представления о расходовании переданных администрациям средств. В 2004 г., например, "Сибнефть" начала создавать общественные комиссии по контролю за реализацией социально благотворительных программ. Комиссии работают на общественных началах и финансируются за счет средств дочерних предприятий "Сибнефти". Компания рассматривает эти комиссии как временную меру, поскольку бизнес берет на себя не свойственную ему миссию – контроля власти.

Задача общественных комиссий – оценить эффективность реализации социальных программ и контролировать целевое использования средств, выделяемых "Сибнефтью" на развитие территорий деятельности. В состав комиссий входят представители "Сибнефти", курирующие три блока – социальный, строительный и финансовый, и собственно получатели средств – представители общественности, местных органов власти (исполнительных и представительных), общественных объединений (предпринимателей, социально незащищенных слоев). На заседаниях комиссий определяются направления финансирования, утверждаются инвестиционные проекты, контролируется соблюдение конкурсных механизмов выбора подрядчиков, рассматриваются промежуточные отчеты подрядчиков, принимаются выполненные работы. Социальные проекты финансируются поэтапно: компания перечисляет средства на первый этап работ, по завершении которого комиссия оценивает выбранного подрядчика и его эффективность, и в случае удовлетворительных результатов "Сибнефть" перечисляет следующий транш.

Формы взаимодействия организаций с властью, которые позволяют решать проблемы регионов и избегать конфликтов, складываются в практике жизнедеятельности организации. Менеджмент как институт социальной ответственности в системе национальной экономики России находится в процессе своего становления и формирования. Под социальным институтом понимается совокупность формальных и неформальных принципов, норм, правил, ценностей, традиций, установок, регулирующих человеческую деятельность и организующих их социальную структуру со своей системой статусов и функциональных ролей (рис. 16.2).

Профсоюзы РФ являются независимыми общественными организациями, формируемыми по региональному или отраслевому принципу. По данным исследования в отношениях социальной ответственности принимают участие ЦК профсоюза АПК РФ, ЦК профсоюза работников торговли и общественного питания, ЦК профсоюза морского, речного рыболовного флота, Общероссийский профсоюз работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, Совет Всероссийской конфедерации труда, Конгресс российских профсоюзов и др.

Работодатели в социальных отношениях представлены множеством юридических лиц, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность. Координация их взаимодействия в отношениях социальной ответственности проводится координационным советом работодателей Российской Федерации с участием множества общественных организаций работодателей. Среди них находятся Союз общественных объединений предпринимателей и арендаторов России, Союз работодателей машиностроения и атомной энергетики, Российский союз химиков, Российская ассоциация подрядных организаций в дорожном строительстве, Союз промышленников и предпринимателей угольной промышленности, Российский автотранспортный союз, Агропромышленный союз России, Союз судовладельцев, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России, Всероссийский союз предпринимателей малого и среднего бизнеса, Конгресс российских деловых кругов.

В структуре государственных органов управления активными центрами в вопросах социальной ответственно-

Рис. 16.2. Организационная модель формирования отношений социальной ответственности организации

сти являются: Комитет по труду и социальной политике Государственной Думы, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Министерство финансов РФ.

Регулирование социально-трудовых отношений в среде института социальной ответственности осуществляется в формах политики оплаты труда, режима работы, условий занятости, коллективных договоров между администрацией и трудовыми коллективами (индивидуальные и коллективные, соглашения), закрепляющих обязательство условий о порядке деятельности договаривающихся сторон в зависимости от экономических возможностей организаций. Учитываются нормативные положения и законодательные акты регулирования отношений социальной ответственности на уровне организаций (профессии, отрасли, территории, субъекта РФ, Федерации). На уровне административно-территориальных и муниципальных образований в составе субъектов РФ заключаются территориальные соглашения между соответствующими профессиональными союзами и их объединениями, объединениями работодателей, органами местного самоуправления об условиях труда, социальных гарантиях и льготах, связанных с территориальными особенностями города (района), административно-территориального образования.