Принципы права Европейского Союза

Принцип (лат. principium – основа, начало) – основное, исходное руководящее положение. Такие положения имеются в любых правовых системах, включая право ЕС.

Принципы права Европейского Союза – это основные начала данной правовой системы, которые определяют ОГЛАВЛЕНИЕ нравотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности ЕС и его государств-членов.

Принципы права ЕС следует отличать от основных принципов международного права – запрещения использования силы и угрозы силы в международных отношениях, мирного разрешения споров и др.[1] Основные принципы международного права обязательны для ЕС, но не как результаты его собственной правотворческой деятельности, а в качестве руководящих начал международной системы, обязательные для всех без исключения субъектов международного права. Напомним, что в учредительных документах ЕС неоднократно подтверждается приверженность принципам международного права, особенно, содержащимся в Уставе ООН. Ссылки на принципы и другие нормы общего международного права неоднократно встречались и в судебной практике Суда ЕС[2].

При формировании и совершенствовании собственной правовой системы (в том числе принципов права ЕС) Европейский Союз также использует и творчески заимствует различные принципы, выработанные в национальном праве его государств-членов. На этот факт в некоторых случаях прямо указывают учредительные документы ЕС. Так, основные права человека и гражданина входят в ОГЛАВЛЕНИЕ права ЕС, как они гарантированы не только Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, но и "как они вытекают из общих для государств-членов конституционных традиций" (§ 3 ст. 6 ДЕС). В случае причинения вреда институтами ЕС или их сотрудниками Союз должен нести ответственность, в том числе выплачивать компенсацию "в соответствии с общими принципами, являющимися общими для правовых систем государств-членов" (ст. 340 ДФЕС).

Наряду с принципами, воспринятыми из других правовых систем, в праве ЕС существуют и продолжают создаваться собственные уникальные принципы, которые являются результатом развития именно данной правовой системы.

Система и ОГЛАВЛЕНИЕ

В праве ЕС в настоящее время отсутствует официальная классификация действующих в нем принципов[3]. Исходя из содержания действующих учредительных документов в редакции Лиссабонского договора и других источников права ЕС, можно выделить следующие основные группы принципов (всего семь), некоторые из которых имеют частично совпадающее ОГЛАВЛЕНИЕ.

А. Ценности Европейского Союза

Ценности ЕС занимают высшее место в системе принципов права ЕС, поскольку отражают наиболее фундаментальные нравственные (моральные) основы создания и функционирования ЕС. Приоритетное место ценностей в правовой системе ЕС подчеркивает способ их закрепления в учредительных документах Союза. Они сформулированы в базовом учредительном документе организации – Договоре о Европейском Союзе – в его ст. 2 непосредственно после нормы, учреждающей ЕС (ст. 1).

В соответствии со ст. 2 ДЕС к ценностям, который обязан уважать Союз, в первую очередь, относятся:

человеческое достоинство;

– свобода;

демократия;

– равенство;

– правовое государство;

– соблюдение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам.

Помимо вышеперечисленных ценностей в ст. 2 ДЕС названы еще несколько "характеристик" общественного устройства государств-членов, которые также уместно рассматривать в качестве ценностей ЕС: "Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин"[4].

Каково юридическое значение ценностей Союза?

Во-первых, содействие "своим ценностям" является одной из основополагающих целей ЕС, к которой он должен стремиться во всех сферах своей деятельности (ст. 3 ДЕС).

Во-вторых, именно ценности Союза положены в основу классификации основополагающих прав и свобод в Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.: раздел I "Достоинство" и т.д. (см. гл. 5).

В-третьих, уважение ценностей Союза является одним из важнейших условий, предъявляемых к каждому государству, желающему вступить в состав ЕС. В соответствии со ст. 49 ДЕС, регулирующей порядок приема в Союз новых государств, каждое подобное государство должно не только уважать "ценности, указанные в ст. 2", но и принимает на себя обязательство "проводить их в жизнь" (см. 1.1).

Наконец, именно ценности Союза должны выступать основой для установления ЕС "привилегированных отношений" с соседними государствами, не входящими в его состав (ст. 8 ДЕС). Это требование, очевидно, применяется и к отношениям ЕС с его крупнейшим соседом на европейском континенте – Россией.

С целью обеспечить соблюдение ценностей ЕС всеми входящими в пего государствами учредительные документы Союза с 1999 г. (после вступления в силу Амстердамского договора) предусматривают специальную процедуру контроля со стороны Союза за государствами, нарушающими ценности ЕС, с возможностью применения к ним специальных санкций (ст. 7 ДЕС).

Основанием для возбуждения подобной процедуры является "существование явной угрозы серьезного нарушения каким-либо государством-членом ценностей, указанных в статье 2". В таком случае Совет ЕС (на уровне министров государств-членов) после заслушивания заинтересованного государства и с согласия Европейского парламента может официально констатировать факт подобной угрозы и направить потенциальному государству-нарушителю рекомендации.

Другим, более серьезным основанием является реальное "существование серьезного и устойчивого нарушения каким-либо государством-членом ценностей, указанных в статье 2". В подобном случае официальную констатацию делает Европейский совет (на уровне глав государств или правительств), также с согласия Европейского парламента Констатация "серьезного и устойчивого нарушения" ценностей ЕС, далее, служит основанием для наложения на государство-нарушителя специальных санкций но решению Совета ЕС. Эти санкции заключаются в "приостановлении отдельных прав, вытекающих из применения Договоров [учредительных документов] ЕС к соответствующему государству-члену, в том числе права голоса представителя правительства этого государства-члена в Совете".

Таким образом, государство-нарушитель не исключается из ЕС, но подвергается поражению в нравах как член ЕС (помимо права голоса речь может идти также, например, о прекращении или сокращении ассигнований из бюджета ЕС). В то же время граждане и юридические лица подобного государства сохраняют свои субъективные права, вытекающие из применения к ним права ЕС, а "обязанности, которые возлагаются на соответствующее государство-член согласно Договорам, сохраняют обязательную силу для этого государства".

Решение о наложении санкций действует до тех пор, пока Совет ЕС не примет решения об их изменении или прекращении "с тем, чтобы учесть изменения ситуации, вызвавшей наложение им этих мер", т.е. после уменьшения или исчезновения угрозы для основополагающих ценностей Союза[5].