Принципы "подрывных" инноваций

Пять принципов "подрывных" инноваций помогут определить правильные действия менеджеров. Но если их будут игнорировать или бороться с этими принципами, то высока вероятность провала инновационного развития.

Принцип первый — решения

Принятие решений о распределении ресурсов по стратегическим проектам компании зависит прежде всего от потребителей и инвесторов. Они, главным образом, определяют критерии и приоритеты.

Зрелые компании держатся за поддерживающие технологии: именно в них нуждаются потребители рынка и именно за счет этого компании получают прибыль. И в то же время эти компании отрицают "подрывные" технологии и совершенно не поддерживают такие проекты (рис. 93).

Существует теория зависимости от ресурсов. Суть теории заключается в следующем. Руководители считают, что управляют потоками ресурсов в своих компаниях. Но это, к сожалению, не так. В действительности как использовать средства — диктуют потребители и инвесторы. Поскольку те компании, политика капитале-

Рис. 93. Схема принятия решений о проектах развития компании

вложений которых не удовлетворяет потребителей и инвесторов, просто не выживают. Самые успешные компании — те, у которых отлажена система отсечения всех ненужных потребителям идей. В результате этим компаниям очень трудно инвестировать достаточно ресурсов в "подрывные" технологии, которые сулят большие перспективные выгоды, но дают менее выгодные текущие возможности. И так до тех пор, пока это не понадобится потребителям. Но когда этот момент наступит, будет слишком поздно.

Менеджеры могут, не нарушая этот принцип, противостоять "подрывным" технологиям. За редким исключением, ведущим компаниям удавалось занимать прочные позиции на рынке "подрывных" технологий, только когда они создавали для разработки этих технологий новые независимые организации или независимые центры принятия решений (например, "Интел"). Такие предприятия, точнее, стратегические бизнес-единицы, свободные от давления основных потребителей компании, завоевывали новых потребителей (создавали новый рынок), т.е. находили тех, кому нужны были продукты "подрывной" технологии.

Принцип второй — масштаб

Небольшие рынки не могут обеспечить крупным компаниям прибыльный рост, поэтому крупные компании не вступают в конкурентную борьбу на этих рынках.

"Подрывные" технологии обычно способствуют возникновению новых рынков. Компании, рано появившиеся на зарождающихся рынках, получают существенные преимущества (эффект "кривой опыта" или "кривой обучения").

Успешным компаниям необходимо расти, чтобы поддерживать стоимость акций и, расширяя сферу обязанностей своих сотрудников, создавать возможности для их роста. Но, если компания стоимостью 40 млн долл., получив 8 млн дохода, вырастет в следующем году на 20%, то компании, стоящей 4 млрд долл., для этого нужно заработать 800 млн. Ни один новый рынок не обеспечит таких доходов. Поэтому чем больше и успешнее становится организация, тем меньше возможностей для роста предлагают ей новые рынки.

Стратегии ожидания (пока новый рынок не вырастет), которых придерживаются многие компании, не дают положительного результата. Но есть примеры, когда успешные компании работают на небольших рынках и реализуют "подрывную технологию. Те крупные развитые компании, которые завоевали выигрышную позицию на новых рынках, созданных "подрывными" технологиями, сделали это, передав ответственность за их развитие организациям, чей масштаб соответствовал масштабу целевого рынка. Небольшим организациям гораздо легче воспользоваться возможностями роста на маленьком рынке (рис. 94).