Принципы педагогической практики

Подобно тому как наука имеет методологические принципы, педагогическая практика также имеет свои основополагающие принципы: гуманизм, приоритет духовности, единство образования и развития человека.

Гуманизм требует признать, что функция педагога принадлежит не только профессионалам, но всем людям, каждому человеку, независимо от его возраста или социального статуса. В повседневном общении каждый из нас неизменно оказывается и педагогом, влияющим на окружающих, их образ жизни, мысли и чувства, и тем, кто испытывает влияние других людей, воспринимает, осмысливает и переживает их слова и поступки, отношение к самому себе. Очень важно понять, что формирование социальности присуще не только детям, но и взрослым (есть даже соответствующая и явно недооцениваемая отрасль педагогики – андрагогика), причем было бы негуманно не учитывать, что чем старше человек, тем труднее ему вписываться в меняющиеся менталитет и образ жизни окружающих, от которых он все более зависит. Очень важно и одновременно не просто помочь старикам оставаться нужными обществу, социуму, близким, а для этого необходимо преодо

леть невостребованность опыта и мудрости самых опытных в силу прожитых лет педагогов.

Приоритет духовности вовсе не исключает физического развития и здоровья, конкретности знаний и навыков, высокого профессионализма. Духовное – это активная нравственная позиция, высокие потребности и адекватные способы их удовлетворения; это человеческое достоинство, интеллигентность, совестливость. Духовность – вершина социальности, стержень преемственности поколений, культура наследия: в отличие от любых других, духовные ценности нетленны. Неизменна и главная особенность их влияния на социальность: они находятся не над другими ее сторонами, в том числе сугубо житейскими, но вместе с ними, как бы внутри них, создавая – совместно – определенный характер образа жизни, "взаимной" педагогики отношений людей друг к другу, к окружающим.

Единство образования и развития человека – один из важнейших постулатов практической педагогики. В сущности, он требует взаимообусловленности цели, содержания и технологий педагогической деятельности, ее результатов, каковыми должны стать те или иные изменения в развитии и саморазвитии объектов. Более того, эти изменения, часто совершенно непредвиденные, необходимо учитывать при корректировке дальнейших шагов в воспитании и обучении.

* * *

Итак, педагогика и психология входят в число самых гуманных сфер жизнедеятельности (рядом можно поставить, пожалуй, лишь медицину): они созданы людьми и обращены к людям, к каждому из нас. Они вносят едва ли не решающий вклад в процесс образования человека, его социальности и образа жизни. Реальное развитие общества, социума, трудового коллектива, безусловно важное само по себе, имеет своим конечным смыслом развитие каждого из входящих в него людей. Психолого-педагогический "брак" – беда общественная, но его действительной жертвой неизменно оказывается конкретный человек. Достижения педагогики и психологии всегда социально значимы, прежде всего потому, что ими обусловлено более успешное воспитание, обучение, развитие множества конкретных людей. Именно в этом – основной, обобщенный критерий эффективности психолого-педагогической науки и практики.

Гуманность здесь обоюдная: люди создали и психологию с педагогикой – как часть общественной культуры, как практику, теорию и учебный предмет при профессиональной подготовке. Человек – главный субъект этих наук, неизменно несущий и реализующий соответствующие функции в отношениях к другим людям и самому себе. Что бы ни было написано в учебниках и других книгах, посвященных проблемам воспитания и обучения, скажем, в художественной литературе (а она – сплошь – вроде пособия по воспитанию!), какие бы традиции народной педагогики ни существовали, – в тех или иных конкретных условиях педагогическое решение принимает сам человек, осознанно или неосознанно проявляя свое отношение к другим людям, внося тем самым вклад в их жизненный опыт. И специалист-непедагог, когда опирается на психолого-педагогическую науку, грамотно реализует технологию, по-своему воспитывает и обучает коллег, вкладывая в дело свою человеческую сущность, проявляя свой стиль. В этом и его сила, и иногда, к сожалению, слабость...