Принципы оценки интернет-ресурсов

Поскольку информационное наполнение интернет-пространства – неуправляемый и никем не направляемый процесс, перед каждым пользователем Интернета достаточно остро встает вопрос оценки качества содержимого просматриваемых веб-сайтов. В литературе представлены некоторые эмпирически выведенные общие рекомендации по этому вопросу, которые можно условно разделить на несколько основных подклассов.

1. В первую очередь пользователь должен изучить информацию о принадлежности конкретного информационного интернет-ресурса и (или) об авторстве отдельных его веб-страниц, которая должна быть доступна в явной форме (или имплицитно) на первой странице веб-сайта. Для этого пользователю необходимо получить ответы на следующие вопросы:

• "Кто несет ответственность за размещенную на веб-сайте (вебстранице) информацню?";

• "Указан(-ы) (поименован(-ы)) ли в явной форме автор(-ы) веб-сайта (веб-страницы )?";

• "Как обозначили свой статус автор(-ы) веб-сайта (веб-страницы)?";

• "Кому принадлежит веб-сайт (веб-страница): является ли он коммерческим, персональным (личным), официальным государственным или учебным (научным) и т.д. сайтом?" Для ответа на этот вопрос рекомендуется также изучить URL сайта.

2. Пользователь должен также оценить содержательную сторону вебсайта (веб-страницы) – веб-контент. Для этого рекомендуется ответить на следующие вопросы:

• "Какую цель преследуют (преследовали) создатели сайта?";

• "Насколько грамотно (с точки зрения норм правописания и с учетом стилистических рекомендаций) написан текст веб-страниц сайта?";

• "Насколько аккуратно изложена и как подкреплена документально информация, представленная на веб-страницах?";

• "Насколько оригинальна информация, представленная на веб-сайте?".

3. Для оценки информационной значимости того или иного интернет-ресурса немаловажным является качество оформления информационного наполнения веб-сайта, которое проявляется в дизайне каждой вебстраницы, а также в том, насколько удобно пользователю перемещаться в гипертекстовом пространстве сайта в поисках нужной информации (качество и количество предоставляемых пользователю средств навигации в гиперпространстве). Для этого при оценке сайта рекомендуется ответить на следующие вопросы:

• "Достаточно ли информации об информационной структуре веб-сайта представлено на первой (входной) его веб-странице, и какие навигационные средства предоставляются пользователю на каждой веб-странице?";

• "Все ли гиперссылки на веб-страницах являются активными?";

• "Насколько информативно визуальное и (или) другое мультимедийное оформление (интернет-дизайн) каждой веб-страницы?";

• "Насколько гармоничен и удобен для восприятия художественный образ каждой отдельной веб-страницы и веб-сайта в целом?".

4. Для оценки значимости (информационной ценности) содержания веб-сайта полезно ответить на следующие вопросы:

• "Можно ли узнать что-то новое после изучения информации, представленной на страницах веб-сайта?";

• "Стоило ли просматривать данный веб-сайт?";

• "Будет ли данный веб-сайт занесен в персональный пользовательский список полезных сайтов (в библиотеку закладок)?";

• "Сколько и какие другие веб-сайты Интернета содержат гиперссылки на данный сайт?". Для ответа на этот вопрос рекомендуется воспользоваться расширенным поиском Google и (или) специализированными операторами поисковых систем – например, оператором link в "Яндексе".

5. Оценку актуальности представленной на страницах веб-сайта информации позволяет получить ответ на следующие вопросы:

• "Ограничен ли период действия представленной на веб-странице информации?";

• "Как часто обновляется информация веб-страницы?";

• "Является представленная на веб-странице (веб-сайте) информация устаревшей?".

Помимо этих рекомендаций, в современном Интернете можно найти достаточно много других более или менее подробных инструкций для оценки качества информационного наполнения интернет-сайтов, что свидетельствует о непреходящей актуальности и значимости этой проблемы.

Выводы

Одним из ключевых элементов для пользовательской работы в Интернете является специализированное прикладное программное обеспечение – программы – веб-браузеры. Веб-браузер выступает в качестве посредника между человеком и информационными ресурсами Интернета, т.е. является главным компьютерным интерфейсом для взаимодействия человека с информационным массивом Глобальной сети. До появления графического браузера работа с информацией в Интернете требовала знания языков программирования и умения работать с символьными операционными системами типа UNIX, что существенно ограничивало функциональность этого программного обеспечения, поэтому изобретение программ-браузеров с графическим пользовательским интерфейсом способствовало быстрому многократному увеличению числа пользователей Интернета. Современные интернет-браузеры имеют примерно одинаковый набор функциональных возможностей и отличаются преимущественно оформлением пользовательского интерфейса, вместе с тем их можно разделить на два основных класса в зависимости от того, являются ли эти программы веб-браузерами (например, веб-браузер Google Chrome) или программами, устанавливаемыми на клиентском компьютере (т.е. компьютере пользователя). Веб-браузеры позволяют зарегистрированному в них пользователю осуществлять доступ ко всем функциональным возможностям браузера с любого устройства, которое имеет выход в Интернет. Таким образом, при наличии общих черт и сходных принципов работы в программах-браузерах каждая из них может обладать своими уникальными возможностями и особыми правилами для выполнения действий, требуемых пользователем, что требует изучения правил работы в этих системах.

Еще одним наиболее популярным и востребованным сервисом компьютерного сетевого взаимодействия выступает электронная почта. Все компьютерные программы, обслуживающие коммуникацию по электронной почте, также можно разделить на два основных класса. К одному классу относятся специализированные почтовые программы, устанавливаемые на клиентский компьютер, к другому – программы электронной почты в Интернете. Помимо этого, некоторые браузеры также имеют встроенные сервисы для предоставления пользователям возможности ведения переписки по электронной почте (например, "Яндекс.Почта"; Yahoo Mail, Google mail (Gmail)). Для эффективной работы с электронной почтой и целенаправленного управления потоками электронной переписки рекомендуется руководствоваться правилами сетевого этикета (англ. netiquette).

Функциональность программ-браузеров тесно связана с обеспечен нем технологий информационного интернет-поиска, который реализуется с помощью специализированных интернет-серверов – поисковых систем. Сегодня наиболее популярные в мире поисковые системы (Google, "Яндекс" и т.д.) обеспечивают обслуживание запросов более 85% пользователей Глобальной сети. Каждая поисковая система обладает своей особой системой оформления поискового запроса (как простого, так и расширенного поиска), поэтому при использовании конкретной поисковой системы необходимо изучить правила работы с ней. Поскольку информационное наполнение Интернета остается неуправляемым процессом, всем пользователям Глобальной сети необходимо научиться адекватно оценивать содержимое просматриваемых вебсайтов, для чего пользовательским сообществом были разработаны соответствующие правила и рекомендации.