Принципы, основанные на представлениях собственника/пользователя/инвестора

На основе принципов данной группы формируются базовые концепции и модели поведения субъекта (собственника/пользователя) по отношению к объекту оценки, поскольку в них заложены особенности восприятия субъектом основных стоимостных характеристик объекта, что, естественно, носит субъективный характер. Эти базовые принципы и анализ различных моделей поведения субъекта нашли свое дальнейшее развитие в теории полезности. В теории оценки данная группа признаков лежит в основе Доходного подхода, методы которого используются как для расчета рыночной стоимости, так и для определения ряда стоимостей нерыночного типа (инвестиционной, стоимости предприятия "как действующего"). По процедуре применения методов Доходного подхода оценщик формирует прогнозный (ожидаемый) доход от объекта в соответствии с представлениями инвестора/собственника, ориентированными или на его персональные требования к норме доходности на вложенный капитал, или на требования рынка к норме доходности для объектов данного типа, т.е. па оценку полезности данного объекта рынком.

В данную группу входят три принципа: полезности, замещения и ожидания.

Принцип полезности (utility)

"Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Бизнес (предприятие) обладает стоимостью, если может быть полезным реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и количественно определена во времени и пространстве"[1]. Можно говорить об общественной полезности производимого на рынке продукта, полезности предприятия для его конкретного владельца в получении прибыли от продажи производимой продукции, полезности в смысле реализации утилитарных (физических и физиологических) или психологических потребностей собственника и пр. Однако в рыночной экономике и теории оценки полезность объекта собственности рассматривается в первую очередь как его способность приносить доход.

Полезность бизнеса – это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение данного периода времени. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.

Принцип полезности заключается в том, что чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.

Этот принцип действует всегда, при определении любого вида стоимости и для любого собственника, будь то текущий, типичный или гипотетический собственник или даже внешний инвестор. В отсутствие фактора полезности стоимость вообще не формируется, объект не может быть интересен ни одному из субъектов отношений собственности, а не являясь чьим-либо имуществом (объектом собственности) или объектом иных имущественных прав, данный объект не может стать и объектом оценки.

Принцип замещения (substitution)

Оценщик, анализируя поток дохода от эксплуатации данного предприятия, определяет его максимальную стоимость, исходя из сопоставления потоков доходов от других аналогичных предприятий (из "пространства одинаково желаемых заменителей", определяемого потребностями и пожеланиями покупателей и продавцов), характеризующихся схожим риском и качеством дохода. Следует отметить, что замещающий объект – не точная копия, но похожий, равно желаемый заменитель. Оценщику в процессе оценки предстоит определить границы всего многообразия возможных заменителей-эквивалентов.

Принцип замещения гласит: максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект эквивалентной полезности.

Кроме того, справедлива и иная формулировка: за действующее предприятие неразумно платить больше, чем может стоить создание в приемлемые сроки нового аналогичного предприятия эквивалентной полезности.

Это фундаментальный принцип, лежащий в основе применения всех трех подходов к оценке. Первый вариант его формулировки используется в Сравнительном подходе, второй – в Затратном (Имущественном). Сама идея прогнозирования доходов в будущем от оцениваемого объекта говорит о замещении реального объекта его виртуальным образом – проекцией в будущее на некий прогнозный период, как это происходит в Доходном подходе.

Принцип ожидания (anticipation)

Конечно, прошлое и настоящее состояния бизнеса важны, являясь ключом к пониманию его будущего поведения, однако его экономическую оценку определяет именно будущее, поскольку полезность бизнеса связана с ожиданием будущих прибылей[2].

Принцип ожидания заключается в том, что стоимость предприятия определяется текущей стоимостью будущих доходов от функционирования предприятия и других выгод (например, ожидаемой выручки от его перепродажи), которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием. При этом очень важны величина, качество, момент начала поступления дохода и продолжительность поступления ожидаемого будущего дохода. И эти ожидания могут изменяться во времени. Они также зависят от представлений субъекта собственности (или пользователя).

Для определения текущей стоимости будущих потоков дохода важно скорректировать прогнозируемые будущие прибыли с учетом поправок на изменение стоимости денег во времени (произвести дисконтирование). Задача обоснованного прогноза будущих состояний и динамики будущих потоков дохода является одной из самых сложных проблем, с которыми сталкивается оценщик в процессе оценки стоимости бизнеса.