Принципы обучения

Применение теоретической концепции обучения в образовательной практике требует введения понятия "принцип", назначением которого является соединение теоретических представлений с практикой. Принципы являются исходными положениями для организации практики и выступают результатом развития научного знания. В дидактике под принципом понимается инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, а также знание о целях, сущности, содержании и структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики. Такое понятие принципа в дидактике объясняется всеобщим характером принципов, определяющих ОГЛАВЛЕНИЕ и ход педагогического процесса в любых конкретных вариантах.

Поскольку дидактика есть неотъемлемая часть педагогики, то и дидактические принципы служат не только задачам обучения, но и воспитания, и развития. Поэтому общие принципы воспитания о развивающей и обогащающей деятельности, о сочетании требований и уважения к личности, а также общие принципы организации деятельности о предвидении и целеполагании, соответствии методов целям и содержанию деятельности, зависимости управленческих решений от конкретных условий, получают конкретное воплощение в принципах обучения.

В истории дидактики одними из первых были выделены два важнейших и основополагающих принципа обучениякультуросообразности и природосообразности, введенные в научный оборот Я. А. Коменским и подробно рассмотренные позднее Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским. Эти принципы выражали требование строить образование, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребенка, а также с законами окружающей ребенка природной и социальной среды. Позднее эти два принципа были объединены в одном – принципе социокультурного соответствия (сообразности).

Уже на этом примере видно, что принципы обучения рассматриваются в современной дидактике как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Поэтому принципы:

а) отражают основные требования к организации педагогической деятельности;

б) указывают направления развития педагогической деятельности;

в) выводятся из закономерностей и потому имеют объективную основу;

г) имеют единую методологическую основу;

д) выражают закономерные связи между педагогом и воспитанником;

е) позволяют творчески подходить к построению педагогического процесса.

Ведущими принципами обучения в современной дидактике различными исследователями называются шесть принципов, перечень и сущность которых изложены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Принципы обучения

Наименование принципа

Сущность принципа

1. Принцип развивающего обучения

Регулирует соотношение овладения ОГЛАВЛЕНИЕм изучаемого и развития

2. Принцип систематичности

Нацеливает на достижение единства части и целого, элемента и структуры в овладении ОГЛАВЛЕНИЕм

3. Принцип наглядности

Регулирует отношение и взаимосвязь конкретно-образных и абстрактно-логических элементов в познании

4. Принцип прочности

Реализует взаимосвязь и взаимодействие между восприятием и осмыслением, с одной стороны, и запоминанием – с другой

5. Принцип научности

Регулирует соотношения явления и сущности, объяснения и прогноза, истолкования и преобразования действительности

6. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона

Регулирует соотношение потребности и долга, рационального и эмоционального

Кроме приведенных в таблице, существуют принципы, сущность которых и двойственность раскрываются в их наименовании:

– принцип связи теории с практикой;

– принцип сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности обучаемых;

– принцип единства учебной и научно-исследовательской деятельности;

– принцип сочетания коллективной работы с индивидуальным подходом.

Заложенная в названии некоторых принципов двойственность проявляет противоположные тенденции обучения, которые могут отражаться в существе самого принципа, а могут обнаруживаться в процессе его взаимодействия с другими принципами. Поэтому каждый принцип, в том числе и когда он рассматривается в паре с другим принципом, служит механизмом регуляции конкретных педагогических противоречий и их разрешения, способствуя общей гармонии в достижении согласованности и взаимодействия всех сторон процесса обучения.