Принципы международного сотрудничества по противодействию преступности

Межгосударственное сотрудничество вообще, а тем более в такой специфической области, как противодействие преступности, должно осуществляться в рамках соблюдения общепризнанных норм и принципов международного права, а именно: суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела; мирное урегулирование споров; уважение прав человека и основных свобод; сотрудничество государств; добросовестное выполнение международных обязательств.

Правовое закрепление данные нормы нашли в ст. 2 Устава Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. (далее — Устав ООН), Декларации о принципах международного нрава, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятой 24 октября 1970 г. (далее — Декларация о принципах международного права), а также Заключительном акте Совещания но безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Декларация о принципах международного права призвала государства "руководствоваться ими в международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения". Несмотря на то что не все основные принципы международного нрава являются основой межгосударственного сотрудничества, необходимо помнить, что "ослабление единства основных принципов подрывает их эффективность в целом. Только в единстве, в тесном взаимодействии они могут функционировать должным образом". Па это было указано и в Декларации о принципах международного права: "Принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов".

Соглашаясь с позицией В. Н. Кудрявцева1, считаем, что значение общих принципов международного права в сфере сотрудничества по противодействию преступности трудно переоценить по следующим причинам:

1) некоторые из них впрямую действуют в сфере международной борьбы с преступностью;

2) неразрывность общих принципов между собой порождает единство и опору специальных принципов в исследуемой области;

3) именно в привязке к общим принципам могут реализовываться специальные принципы в сфере межгосударственного сотрудничества по противодействию преступности: в общих принципах заключено жесткое императивное требование — осуществлять такое сотрудничество только в строгом соответствии с общими принципами международного права.

Подтверждением того, что в основе межгосударственного сотрудничества в рассматриваемой сфере лежат основные принципы международного права, являются непосредственные тексты международных договоров в данной области. Так, например, в преамбуле Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, подписанной в г. Риме 10 марта 1988 г., ее участники призываются к строгому соблюдению общих принципов международного права. В Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. закреплено, что "стороны осуществляют свои обязательства по настоящей Конвенции в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципом невмешательства во внутренние дела других государств" (и. 2 ст. 2).

Можно выделить и специальные принципы нрава международного противодействия преступности, сформированные в данной области.

Принципы, применяемые в сфере международного сотрудничества по противодействию преступности, вырабатывались исторически как основные начала международного уголовного права и были сформулированы и обоснованы еще римскими юристами, получив свое словесное выражение в виде следующих правовых аксиом:

— где есть вина, там должно быть наказание;

— тело невиновно, если невиновна мысль;

— нельзя наказывать дважды за одно и то же деяние;

— никто не может быть освобожден от ответственности за правонарушение;

— наказание должно исправлять людей;

— наказание за любое правонарушение должно быть соразмерным.

Вместе с тем необходимо отмстить, что наш подход к праву международного сотрудничества по противодействию преступности несколько шире, чем современное понимание международного уголовного права, в связи с чем представляется не совсем корректным сводить перечень специальных принципов права международного сотрудничества по противодействию преступности к отраслевым принципам международного уголовного права. Однако не учесть их при определении специальных принципов нрава международного сотрудничества по противодействию преступности нельзя, поэтому проведем краткий анализ авторских подходов к классификации принципов международного уголовного права.

И. И. Лукашук и А. В. Наумов по данному вопросу указывают[1], что международному уголовному праву присущи как основные принципы международного права: суверенное равенство государств, сотрудничество государств; уважение прав человека и основных свобод; добросовестное выполнение международных обязательств, так и основные принципы внутреннего уголовного права: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма. Указанные авторы выделяют также общие принципы международного уголовного права и внутреннего права, главным источником которых является Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., и характерные принципы международного уголовного права, к которым относят:

1) принцип личной ответственности по международному праву;

2) принцип, согласно которому должностное положение лица, совершившего преступление по международному праву, не освобождает его от уголовной ответственности н не является обстоятельством, смягчающим наказание;

3) принцип ответственности вышестоящих должностных лиц;

4) принцип, согласно которому нельзя судить дважды за одно и то же (поп bis in idem).

Кудрявцев В. Н. к принципам международного уголовного права относит следующие положения[2]:

1) принцип неотвратимости наказания за совершение любого действия, которое по международному праву считается преступным;

2) если государство не устанавливает наказания за действие, которое международным правом отнесено к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной ответственности;

3) должностное положение лица, совершившего международное преступление, не освобождает от личной ответственности;

4) исполнение лицом преступного приказа своего правительства или начальника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен;

5) каждое лицо, обвиненное в международном преступлении или преступлении международного характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде;

6) неприменение срока давности к военным преступникам;

7) принципы правосудия: его осуществление только судом; гласность судебного разбирательства; равенство лиц перед уголовным законом и судом; право па защиту.

Важное значение в борьбе с международными преступлениями, по мнению Н. И. Костенко[3], играют следующие принципы.

1. Принцип, согласно которому государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

Функционирование данного принципа имеет существенное значение в сфере противодействия международным преступлениям. Указанный принцип служит достаточно крепкой основой в рамках сотрудничества во многих областях международных отношений.

Сотрудничество государств в сфере противодействия преступности выполняет свое предназначение при наличии неукоснительного соблюдения указанного выше принципа. Это означает, что международное сотрудничество в данной сфере должно осуществляться лишь на добровольной основе, без применения силы или угрозы применения силы. Полагаем, что указанное положение справедливо для всего объема межгосударственного сотрудничества с момента принятия конвенций, деклараций, двусторонних договоров и добросовестного их выполнения.

Заметим, что все возникающие проблемы в сфере противодействия преступности ни в коем случае не должны трактоваться как основание для применения силы или угрозы силой.

Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой, актов, связанных с применением силы, насильственных действий, лишающих народы их права на свободу и независимость, от поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территории других государств, от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актов в другом государстве.

2. Принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергнуть угрозе международный мир и безопасность, являясь одним из основополагающих принципов современного международного права, также действует в сфере противодействия преступности.

Этот принцип определяет правило, в соответствии с которым государство обязуется урегулировать все свои споры только путем обращения к мирным средствам разрешения международных споров и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Данное положение закреплено в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Манильской декларации о мирном разрешении международных споров от 15 ноября 1982 г. и большом количестве других документов.

Таким образом, государства могут выбрать любое мирное средство для разрешения спора.

Пути решения спорных вопросов указываются обычно в тексте договоров. Так, ст. 32 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ предусматривает: "1. В случае возникновения какого-либо спора между двумя или несколькими Сторонами относительно толкования или применения настоящей Конвенции Стороны консультируются между собой с целью урегулирования спора путем переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, обращения к региональным органам, судебного разбирательства или другими мирными средствами по их выбору.

2. Любой такой спор, который не может быть урегулирован в порядке, предписываемом пунктом 1 настоящей статьи, по просьбе любого из государств, являющихся сторонами в споре, передается в Международный суд для принятия решения".

Исходя из положений ст. 32 указанной Конвенции, государствам предлагается в случае возникновения какого-либо спора между двумя или несколькими сторонами относительно толкования или применения этой Конвенции прибегать с целью урегулирования спора к переговорам, процедурам, расследованию, посредничеству, примирению, арбитражу, обращению к региональным органам, судебным разбирательствам, а при невозможности — передавать в Международный суд ООН. Это означает, что в случае возникновения спора, касающегося толкования или применения Конвенции, государства имеют возможность выбрать любое мирное средство его разрешения.

3. Принцип, согласно которому государства обязаны в соответствии с Уставом ООН не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Из этого принципа следует, что государствам необходимо учитывать то обстоятельство, что противодействие преступности является внутренней компетенцией каждого государства. Государства сами определяют конкретные вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия преступности и внутреннюю уголовную политику. Также большинство государств заключили договоры о правовой помощи и многосторонние договоры о борьбе с отдельными видами международных преступлений.

При заключении договоров но противодействию преступности предусматривается, что все процессуальные вопросы решаются по внутреннему законодательству государства. Эти положения фиксируются в международных договорах Российской Федерации по оказанию правовой помощи.

4. Принцип, согласно которому государства обязаны сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН.

Данный принцип определяет, что мирное сосуществование государств с различным общественным строем предполагает не только отказ государств от применения силы при урегулировании возникающих разногласий, но и обязанность государств сотрудничать друг с другом в решении внешнеполитических вопросов.

5. Принцип равноправия и самоопределения народов.

6. Принцип суверенного равенства государств.

7. Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

8. Специальные принципы, носящие императивный характер (принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала):

— всякое лицо, совершившее какое-либо действие, признаваемое согласно международному праву преступлением, несет за него ответственность и подлежит наказанию;

— то обстоятельство, что по внутреннему праву не установлено наказания за какое-либо деяние, признаваемое согласно международному праву преступлением, не освобождает лицо, совершившее это действие, от ответственности по международному праву;

— то обстоятельство, что какое-либо лицо, совершившее действие, признаваемое согласно международному праву международным преступлением, действовало в качестве главы государства или ответственного должностного лица правительства, не освобождает такое лицо от ответственности по международному нраву;

— каждое лицо, обвиняемое в международном преступлении, имеет право па справедливое рассмотрение дела на основе фактов и нрава.

Подходя достаточно детализировано к системе принципов международного уголовного права, Н. И. Костенко дополняет указанные основные начала международного уголовного права, полагая, что к его принципам относятся также специальные нормы, содержащиеся в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968), Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказания за него (1973), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), а также Римском статуте МУС. Кроме того, Н. И. Костенко полагает, что международному уголовному праву свойственны принципы уголовного права Российской Федерации: законности; равенства граждан перед законом; вины; гуманизма; основания уголовно й ответственности.

Отдельные авторы относят к принципам сотрудничества государств в борьбе с преступностью:

1) принцип невыдачи лиц, преследуемых по политическим мотивам;

2) принцип неотвратимости наказания;

3) принцип гуманности;

4) принцип защиты прав собственных граждан за границей.

В. В. Альхименко и Ю. II. Жданов[4] выделяют в качестве специальных принципов сотрудничества государств в борьбе с преступностью неотвратимость ответственности за совершенное деяние; гуманность; неоказание помощи по уголовным делам политического, расового, военного и религиозного характера; защиту государством прав своих граждан за рубежом.

Л. Н. Галенская[5], В. П. Зимин[6], В. П. Панов и другие авторы называют неодинаковое число таких принципов и указывают их под разными названиями: осуществление сотрудничества только в борьбе с общеуголовной преступностью; неотвратимость ответственности за совершенное деяние, которое по международному праву считается преступным; принцип двойной инкрементации преступности; выполнение запрашиваемых действий по собственному национальному законодательству; соблюдение прав и свобод человека; невыдача собственных граждан; отказ в сотрудничестве по делам политического, военного, расового и религиозного характера; гуманность; защита государством прав своих граждан за рубежом; принцип справедливого рассмотрения своего дела в суде и др.

Н. В. Рябко выделяет следующие специальные принципы противодействия преступности:

— согласование уголовно-правовых мер борьбы с преступностью с более широкими социальными программами и необходимостями;

— предельно возможная гуманизация и экономия употребляемых государством карательных средств;

— постоянная и своевременная коррекция запретов, (декриминализация общественно опасных поступков;

— ставка в сфере борьбы с преступностью на профилактику, предупредительные меры, а затем уже расчет на принуждение, пользу от наказания;

— максимально возможная дифференциация ответственности и индивидуализация наказания.

Краткий анализ приведенных позиций па предмет выделения принципов, лежащих в основе международного сотрудничества по противодействию преступности, позволяет прийти к выводу о неоднозначности их трактовок. В связи с этим представляется необходимым высказать свою точку зрения но данному вопросу.

Во-первых, на наш взгляд, необходимо четко определить, что специальные принципы права международного сотрудничества но противодействию преступности представляют собой только международно-правовые основы построения взаимоотношений между субъектами международного нрава в данной сфере. Никакие общеуголовные принципы из национальных правовых систем государств не входят в эту систему.

Во-вторых, с учетом разграничения международного уголовного права и права международного сотрудничества по противодействию преступности и определения последней отрасли права как сложившейся в настоящее время и претендующей на выделение в системе отраслей современного международного права, полагаем невозможным при формулировании специальных принципов права международного сотрудничества по противодействию преступности ссылаться лишь на специальные принципы международного уголовного права. Более того, это представляется проблематичным ввиду отсутствия в настоящее время единого подхода к данному перечню среди ученых, исследовавших те или иные аспекты международного уголовного права.

Таким образом, проведенный анализ различных правовых подходов к понятию "международное сотрудничество по противодействию преступности", а также отдельных его составляющих, многообразных источников, регламентирующих отношения между субъектами международного права в данной области, позволяет сделать следующие выводы.

1. В международных договорах и иных международных документах, нормативных правовых актах РФ, научной литературе в процессе становления международно-правовой терминологии применительно к деятельности по противодействию преступности употребляется множество терминов: "борьба", "война", "контроль", "противодействие", "профилактика", "пресечение", "предупреждение", "сдерживание", "управленческое воздействие", "ликвидация и минимизация последствий" и др. Такая ситуация обусловлена многообразием языков и отсутствием в теории международного права единого подхода к содержанию некоторых терминов. В связи с этим в отдельных случаях происходит подмена в понятийном аппарате.

2. Сравнительно-правовой анализ понятий "борьба с преступностью" и "противодействие преступности" (в контексте международного сотрудничества) позволил установить более широкий содержательный характер последнего, поскольку:

- борьба с преступностью — это скоординированная деятельность по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, привлечению лиц, виновных в их совершении, к ответственности;

- противодействие преступности включает в себя как весь комплекс мер по борьбе с преступностью, так и новые современные развивающиеся направления сотрудничества: оказание взаимной помощи по уголовным делам, обмен опытом, обращение с правонарушителями, минимизацию и ликвидацию последствий преступного деяния, деятельность но розыску преступников, а также обеспечение безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества на основе иных форм и направлений межгосударственного сотрудничества.

3. С учетом увеличения числа международно-правовых и внутригосударственных норм, регулирующих сотрудничество государств в сфере противодействия преступности, а также развития и появления новых общественных отношений в научном обороте и терминологии международного права назрела необходимость замены понятия "международное сотрудничество в борьбе с преступностью" на "международное сотрудничество по противодействию преступности".

4. Международное сотрудничество по противодействию преступности — это совместная скоординированная деятельность субъектов международного права по обеспечению правовой защиты личности, общества, государства и мирового сообщества от международных преступлений и преступлений международного характера, проявляющаяся в реализации мер по предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию этих преступлений, наказанию лиц, виновных в их совершении, оказании взаимной помощи но уголовным делам, а также иной помощи, розыску лиц, обмену опытом, обращению с правонарушителями, минимизации и ликвидации последствий преступных деяний, координации деятельности и выработке стандартов в данной сфере на международном уровне.

5. В основе взаимодействия субъектов международного права по вопросам противодействия преступности лежат такие общепризнанные принципы и нормы международного права, как суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела; мирное урегулирование споров; уважение прав человека и основных свобод; сотрудничество государств; добросовестное выполнение международных обязательств.

6. Исходя из широкой трактовки содержания права международного сотрудничества по противодействию преступности, выделяется следующий перечень специальных принципов:

1) применительно к деятельности по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию международных преступлений и преступлений международного характера:

— уважение и защита прав и основных свобод человека и гражданина;

— оказание правовой помощи по уголовным делам;

— отказ в сотрудничестве по уголовным делам политического, военного, расового и религиозного характера;

2) применительно к процессу по привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении международных преступлений и преступлений международного характера:

— должностное положение лица, совершившего международное преступление, не освобождает его от личной ответственности;

— неотвратимость уголовного наказания за совершение любого деяния, которое по международному праву считается преступным;

— каждое лицо, обвиненное в международном преступлении или преступлении международного характера, имеет право па справедливое рассмотрение своего дела в суде;

— принцип невыдачи лиц, преследуемых но политическим мотивам;

— неприменение сроков давности за международные преступления и преступления международного характера;

3) применительно к учреждению и формированию органов международной юстиции, международных правоохранительных организаций и органов, задействованных в таком сотрудничестве:

— создание таких органов только на основании или во исполнение международных договоров при участии ООН;

4) по вопросам координации сотрудничества на международном уровне в сфере противодействия преступности и выработке стандартов в этой сфере:

— создание и развитие специальных международных учреждений в области научного исследования причин преступности, обмена соответствующей информацией и проведения необходимых мероприятий;

— обмен опытом по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

5) по вопросам минимизации и ликвидации последствий отдельных глобальных преступных деяний:

— компенсация жертвам террористических актов и проявлений экстремизма;

— обеспечение задержания и судебного преследования или выдача лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права;

6) в рамках оказания финансовой, технической, информационной и иной помощи в сфере противодействия преступности:

— добровольное участие в таком сотрудничестве па безвозмездной основе;

— обмен оперативно-разыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, а также архивной информацией и документами;

— обмен научно-технической информацией по вопросам деятельности органов внутренних дел, совместного проведения научных исследований, разработок и программ по представляющим взаимный интерес актуальным проблемам.