Принципы менеджмента

Принципы менеджмента — это правила, без соблюдения которых невозможно управление организацией. Перечислим здесь основные из этих правил.

Научность в сочетании с элементами искусства: научные знания руководителя — это опора, фундамент, на котором строится сложная структура управления, то, что дает организации устойчивость в изменчивой и непредсказуемой внешней среде. Вместе с тем искусство руководства — сочетание опыта, интуиции и специфических организаторских способностей — ценнейший багаж руководителя, позволяющий ему реализовывать свои знания в точных и эффективных действиях.

Сочетание централизации и децентрализации, эффективное руководство строится на оптимальном распределении полномочий по принятию решений, при котором высший руководящий орган принимает стратегические решения, а оперативное руководство осуществляется на уровне среднего управленческого звена.

Единоначалие', персональное право менеджера на оперативное управление порученным ему участком работы и персональная ответственность за результат этой работы. Принцип единоначалия не позволяет распоряжаться действиями исполнителей, минуя их непосредственного начальника.

Коллегиальность: выработка совместного решения руководителями разных уровней управления с учетом мнений специалистов и исполнителей.

Иерархичность и обратная связь: иерархия — это многоступенчатая структура управления, при которой низшие звенья подчиняются высшим звеньям следующего уровня. Соответственно, цели и задачи распределяются и конкретизируются сверху вниз: от вышестоящего уровня к следующему, нижестоящему. На основании обратной связи осуществляется контроль за выполнением задач.

Плановость: осуществление управления организацией в соответствии с планом — комплексом экономических и социальных задач, стоящих перед организацией на определенном промежутке времени.

Сочетание прав, обязанностей и ответственности: за каждым работником закрепляются его обязанности, по которым он должен отчитываться. При этом каждый работник пользуется определенными полномочиями - правами. Избыток прав может привести к произволу, а недостаток парализует самостоятельность и инициативу.

Последовательность, строго определенный порядок во времени и пространстве. Например, нельзя сначала принимать решение, а затем осмысливать ситуацию.

Мотивация', невозможно осуществлять управление организацией, не предоставив работникам гарантий в удовлетворении тех или иных интересов и потребностей. Эти гарантии — заработная плата, материальное поощрение, продвижение по службе, возможности самореализации и др. - являются стимулом (мотивацией) к работе.

Демократизация управления: участие всех сотрудников в той или иной форме в управлении организацией, установлении партнерских взаимоотношений друг с другом. Так, учет мнений всех членов коллектива в составлении программ и планов, участие работников в собственности, общественный контроль являются демократическими методами управления.

Методы управления

Методы управления — это совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый субъект для достижения поставленных целей.

Методы управления применяются и к трудовому коллективу в целом, и к конкретному работнику в отдельности. По характеру воздействия методы управления можно разделить на три группы: организационно-административные, экономические и социально-психологические. Основные отличия этих методов наглядно отражены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления

Методы управления

Основа

применения

Подходы к реализации

Требования к управляемому объекту

Организационно- административные (принуждение)

Угроза наказания

Жесткие

Исполнительность,

организованность

Экономические (побуждение и принуждение)

Возможность увеличить доход

Адаптивные к ситуации

Профессионализм

Социально-психологические (побуждение)

Достижение

психологического

комфорта

Адаптивные к личности

Профессионализм, умение работать в команде, инициативность

Характер организационно-административных методов заключается в их прямом воздействии на управляемый объект. Инструменты этого метода:

приказы, указания, распоряжения (письменные и устные);

административный контроль за их выполнением;

меры но поддержанию трудовой дисциплины.

Гарантия воздействия организационно-административных методов лежит в их опоре на законодательные и нормативные акты. Основным законодательным актом в данном случае является Трудовой кодекс Российской Федерации. В нем определены:

возможности социального партнерства в сфере труда;

основные права и обязанности сторон при заключении трудового договора;

продолжительность рабочего времени и времени отдыха работников;

порядок оплаты и нормирования труда;

гарантии и компенсации, предоставляемые работникам.

Организационно-административные методы являются силовыми, принудительными. Невыполнение их рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет взыскания.

Экономические методы управления отличаются от организационно-административных гораздо большей вариативностью и демократичностью. Они не только ориентируют работника на выполнение работы и достижение заданных результатов, но и способствуют самостоятельному поиску с его стороны оптимальных способов достижения этого результата, а также способов улучшения результата.

Гарантия воздействия этих методов — в материальной заинтересованности работников. Стимулирующий механизм экономических методов состоит в том, что выполнение заданий качественно и в срок вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли. Люди видят, что затраченные ими усилия напрямую связаны с их материальным благосостоянием.

В группу экономических входят следующие методы:

планирование;

технико-экономическое обоснование выбора новой продукции;

разработка проектов цен на выпускаемую продукцию;

финансирование производственно-хозяйственной и социальной деятельности;

использование системы оплаты труда и материального поощрения;

образование фондов экономического стимулирования;

премирование за создание и внедрение новой техники, изобретений и рацпредложений;

рациональное использование собственных оборотных средств;

применение системы распределения прибыли;

использование методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте;

применение экономических мер воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, снабженческо-сбытовые, транспортные и другие организации в целях соблюдения договоров и обязательств по поставкам и др.

Социально-психологические методы управления заключаются в их косвенном воздействии на производительность труда работников через социальные процессы, ведущие к формированию коллектива, созданию здорового морального и психологического климата, а также через индивидуальный подход к каждому работнику, раскрывающий его способности и помогающий самореализации его личности в трудовой деятельности.

Психологический фактор играет не меньшую роль в преуспевании организации, чем экономический. Статистика показывает, что успех руководителя обеспечивается профессиональными знаниями на 15% и на 85% - умением работать с людьми.

"Способность найти и применить средства воздействия на коллектив, на каждого работника в целях возникновения потребности трудиться эффективно — наиболее ответственная и сложная задача менеджера. Здесь особое значение приобретает сто желание акцентировать внимание на результатах, достигнутых каждым сотрудником, способность проявить заботу, выразить благодарность за достигнутый результат, обеспечить материальные и моральные стимулы к труду"[1].

Все три группы методов управления имеют важное значение, ни один из них нельзя игнорировать: их применение зависит от различных обстоятельств. На практике всегда используется та или иная комбинация организационно-административных, экономических и социально-психологических методов. Свободное владение этими методами свидетельствует о высокой экономической культуре руководителя, его профессионализме в области правовых отношений, компетентности как психолога и воспитателя.