Принципы компетенции Европейского Союза

Принципы компетенции Европейского Союза – это основные начала, исходя из которых, ЕС приобретает и осуществляет свою компетенцию. В соответствии с § 1 ст. 5 ДЕС принципами компетенции Союза являются:

– принцип наделения компетенцией, который "регулирует границы компетенции Союза";

– принцип субсидиарности и принцип пропорциональности, которые "регулируют осуществление данной компетенции".

Принцип наделения компетенцией

Принцип наделения компетенцией (англ. principle of conferral; франц. principe d'attribution) является отражением делегированного происхождения компетенции Союза (см. 3.1). Европейский Союз учрежден европейскими государствами, которые и наделяют его компетенцией посредством учредительных документов ЕС (Договоров). Следовательно, компетенция, не закрепленная за Союзом в ДЕС или ДФЕС, сохраняется за государствами-членами.

Именно эти постулаты были включены в официальное определение принципа наделения компетенцией, содержащееся в § 2 ст. 5 ДЕС: "Согласно принципу наделения компетенцией Союз действует только в пределах компетенции, которую предоставили ему в Договорах государства-члены для достижения целей, установленных этими Договорами. Любая компетенция, не предоставленная Союзу в Договорах, принадлежит государствам-членам".

Принцип наделения компетенцией распространяется как на Союз в целом, так и на каждый из его руководящих органов (институтов) в отдельности: "Каждый институт действует в пределах полномочий, которые предоставлены ему в Договорах, в соответствии с предусмотренными Договорами процедурами, условиями и целями" (§ 2 ст. 13 ДЕС).

На европейском уровне контроль за соблюдением принципа наделения компетенцией, как и других норм права ЕС, осуществляет Суд ЕС. В частности, каждое государство-член вправе оспаривать посредством исков об аннулировании (ст. 263 ДФЕС) акты институтов, органов, учреждений ЕС "в связи с отсутствием компетенции". Если иск обоснован, то Суд ЕС "объявляет оспариваемый акт ничтожным и не имевшим места" (ст. 264 ДФЕС), а институт, орган или учреждение ЕС, от которых исходит аннулированный акт, "обязаны принять меры, требуемые для исполнения решения Суда Европейского Союза" (ст. 265 ДФЕС).

Следствием принципа наделения компетенцией, как он закреплен в § 2 ст. 5 ДЕС, является сохранение остаточной компетенции за государствами-членами ("Любая компетенция, не предоставленная Союзу в Договорах, принадлежит государствам-членам").

Учредительные документы ЕС прямо не определяют ОГЛАВЛЕНИЕ остаточной компетенции государств-членов. Это дает возможность постепенно расширять масштабы вмешательства Союза в управление обществом, в том числе с помощью рассмотренных выше резервных (дополнительных) (резервных) полномочий институтов ЕС ("статей-лазеек").

Некоторые пределы подобному вмешательству устанавливают статьи ДФЕС, которые запрещают институтам Союза производить гармонизацию внутригосударственного законодательства в отдельных сферах жизни, отнесенных к категории вспомогательной компетенции ЕС: культура, образование и др. (см. 3.4).

Кроме того, в соответствии со ст. 4 ДЕС, закрепляющей общие принципы взаимоотношений ЕС с государствами-членами, Союз обязан уважать "национальную индивидуальность государств- членов", в том числе в таких вопросах, как форма правления, государственное устройство, и осуществляемые ими "основные функции государства": "Союз соблюдает равенство государств- членов перед Договорами, уважает национальную индивидуальность государств-членов, присущую их основополагающим политическим и конституционным структурам, в том числе в области местного и регионального самоуправления. Союз уважает основные функции государства, особенно те, которые направлены на обеспечение его территориальной целостности, на поддержание общественного порядка и на охрану национальной безопасности. В частности, национальная безопасность остается в единоличной ответственности каждого государства-члена".

Сохранение национальной безопасности в ответственности государств-членов, однако, не препятствует принятию на уровне Союза законодательных актов и других мер, направленных на укрепление общей безопасности ЕС в целом. Эти меры относятся как к внутренней безопасности, например, борьба с преступностью (уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и другие меры в области пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС), так и к внешней безопасности в плане защиты от военных и иных угроз государствам-членам из третьих стран (общая внешняя политика и политика безопасности ЕС, включая общую политику безопасности и обороны).