Принципы избирательного права

Понятие и классификация принципов. Принципы избирательного права иногда понимают как условия, соблюдение которых придает выборам действительно свободный и демократический характер и делает их результаты легитимными[1]. Подобный подход при оценке принципов как основополагающих условий (начал) выборного механизма можно считать приемлемым. Именно при наличии эффективного механизма реализации указанных условий (начал) гражданин действительно способен изъявить свою волю на выборах.

В числе принципов избирательного права по разным основаниям выделяют: 1) принципы подготовки и проведения выборов; 2) принципы участия в выборах граждан; 3) принципы деятельности избирательных комиссий; 4) принципы деятельности иных участников выборов.

Сферу выборов наряду с принципами собственно избирательного права, названными выше, определяют еще и принципы, общие не только для выборов, но и для других областей правового регулирования. К общим принципам в их приложении к сфере выборов можно отнести такие начала, как законность проведения выборов; гласность и открытость при проведении выборов; демократичный характер выборов.

Принципы подготовки и проведения выборов закладывают основы выборного механизма в целом. Они, в частности, включают в себя принципы обязательности и периодичности проведения выборов, альтернативности и состязательности выборов, невмешательства кого-либо в деятельность избирательных комиссий.

Обязательность и периодичность проведения выборов, пожалуй, можно считать гарантией незыблемости суверенитета народа, закрепленной в ст. 3 Конституции РФ. Власть в государстве должна "обновляться". Именно поэтому ст. 9 Закона о гарантиях избирательных прав устанавливает, что выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий органов власти, выборных должностных лиц или депутатов.

Срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией РФ. Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. При этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. День окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, – второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов по общему правилу не допускается.

Альтернативность и состязательность выборов предполагает, как правило, что выборы с участием одного кандидата не проводятся. Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов) или не будет ни одного зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), то голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий. В этом случае голосование проводится в ближайший установленный законом день, на который могут назначаться выборы.

Если же в одномандатном или едином избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, голосование по одной кандидатуре допускается в следующих случаях: 1) при проведении повторного голосования; 2) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований (если это предусмотрено законом субъекта РФ). При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Также законодатель закрепляет принцип невмешательства в деятельность избирательных комиссий. Закон о гарантиях избирательных прав устанавливает, что выборы организуют и проводят исключительно избирательные комиссии. Вмешательство в их деятельность со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и иных граждан не допускается.