Принципы формирования первого впечатления

Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации.

Этой проблеме посвящено много теоретических и прикладных исследований, проведенных как у нас, так и за рубежом. Особое внимание в этих работах уделяется феномену формирования первого впечатления, который достаточно длительное время играет роль своеобразной психологической установки на восприятие личности. Исследования, помогающие понять, как именно складывается первое впечатление, проведенные российским ученым А. А. Бодалевым, показали, что оно формируется в течение первых 2-3 мин и потом подсознательно оказывает влияние на человека, потому что обладает определенной устойчивостью. Влияние на восприятие человека человеком феномена первого впечатления может оказывать воздействие на наши суждения достаточно длительное время. Очень часто люди судят о других именно по первому впечатлению. Хотя зачастую первое впечатление бывает обманчивым.

А. А. Бодалев выделяет пять компонентов, которые влияют на формирование первого впечатления о человеке:

- характеристика внешнего облика человека;

- оформление внешности (в том числе стиль одежды, прическа);

- экспрессия человека (переживаемые или транслируемые эмоциональные состояния);

- поведение;

- предполагаемые качества личности.

Именно в силу того большого значения, которое отводится формированию первого впечатления, так важно при первом знакомстве произвести впечатление человека успешного, уверенного в себе (не путать с самоуверенностью!), грамотного специалиста.

На первое впечатление влияют три фактора (по Г. В. Бороздиной):

o фактор превосходства - когда человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им выше и по остальным значимым параметрам, т.е. происходит своего рода личностная переоценка;

o фактор привлекательности - существует закономерность, что внешне привлекательного человека люди и по другим параметрам оценивают гораздо выше;

o фактор отношения к наблюдателю - людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы оцениваем позитивно и по другим показателям.

Здесь также необходимо отметить, что в процессе общения возможны различные варианты самоподачи, которые могут послужить источником ошибок при восприятии другого человека:

o самоподача превосходства (обычно основывается на объективных признаках и знаках превосходства, таких как одежда, манера речи и поведения);

o самоподача привлекательности (чаще всего основана на личном обаянии);

o самоподача отношения (умение показать партнеру свое хорошее отношение к нему);

o самоподача актуального состояния и причин поведения (умение привлечь внимание собеседника к тем причинам поведения, которые считаются наиболее приемлемыми).

Для достижения эффективности взаимодействия необходимо знать закономерности восприятия человека человеком, его понимание и оценку, которая может быть адекватной, а может не соответствовать действительности. Существуют различные эффекты, которые искажают восприятие. Они могут оказывать влияние на формирование первого впечатления, которое необходимо учитывать. Рассмотрим их.

Эффект ореола означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо затушевываются, либо, так или иначе, оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. В повседневной жизни это явление называют "приклеиванием ярлыков".

Эффект первичности состоит в том, что на мнение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь. Первая информация сильнее последующей. А если дело касается знакомого человека, то самыми значимыми становятся последние сведения о нем.

Эффект бумеранга - люди подсознательно оказывают противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, поскольку любое давление со стороны другого человека воспринимается обычно как покушение на их право свободного выбора.

Эффект снисходительности - щедрая, излишняя благожелательность, т.е. некритичность при оценке другого человека.

Эффект новизны - о человеке хорошо знакомом наиболее значимой информацией оказывается последняя, более свежая информация (вспомним советский фильм "Самая обаятельная и привлекательная", когда главная героиня, которую все считали "синим чулком", вдруг пришла на работу совершенно преображенная, в новом наряде; или пример из другого известного советского фильма Э. Рязанова - "Служебный роман", там тоже есть похожий эпизод).

Стереотипизация - устойчивое представление, сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипы возникают как результат обобщения личного опыта личности, и оказывают значительное влияние на восприятие других людей. Новые впечатления об объекте категоризируются на основе сходства с прежними впечатлениями, что дает основание для стереотипизации.

Как отмечает А. А. Бодалев, у каждого человека в процессе жизни формируются "требования к людям, связанные с занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими ролью в том или ином виде деятельности. Соответственно этим требованиям у него возникают и определенные "эталоны", с которыми он сопоставляет лиц, выполняющих данную общественную функцию... у человека вместе с тем формируются "представления-образцы" о людях, которые отвечают этим требованиям в меньшей степени или совсем не соответствуют...

Все эти "эталоны", формирующиеся у человека в процессе совместной деятельности его с другими людьми, по мере развития этой деятельности и с изменением самого человека как личности, постоянно обогащаются новыми чертами, переосмысливаются, становятся все более обобщенными. Однако это не меняет их функции в процессе познания людьми друг друга, и для взрослого человека... они выполняют роль "мерки", которую он прикладывает к личности, так или иначе проявляющей себя в труде, в общении, в познании...

Вместе с тем на формировании этих "эталонов", этих "мерок", которые используются человеком при оценке окружающих его людей, в очень сильной степени сказывается его личный опыт труда, познания и общения". Если же опыт общения человека ограничен, то его суждения могут быть неверными в силу поспешного обобщения. Привыкнув доверять "людям в форме", "людям в белых халатах", человек зачастую некритично относится к остальному происходящему. Форма затмевает все остальное. "Не меньшее значение в формировании впечатления о другом человеке имеют "стереотипы", которые актуализируются в сознании оценивающего лица, когда оно располагает информацией об общественно-профессиональном статусе оцениваемой личности".

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к упрощению процесса познания другого человека, либо к возникновению предубеждения, если упрощение заменяется оценкой. Если прошлый опыт был негативным, то всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев и др.). Специалисты выделяют три основных вида эталонов-стереотипов, связанных:

o с внешним обликом человека - антропологические

o с оформлением внешности, физическим обликом человека, особенностями поведения и общения - эмоционально-эстетические',

o с социальным статусом, родом деятельности субъекта - социальные.

По мнению В. Г. Зазыкина, наиболее точная оценка получается при опоре на различные эталоны-стереотипы, причем, чем больше внутри них градаций, тем точнее оценка и тем меньше в ней схематизма.

Эффект проекции - неосознаваемая тенденция переносить (проецировать) нежелательные для себя качества и свойства на другого человека.

В процессе делового общения происходит восприятие и оценка внешнего облика и поведения собеседника, психологических особенностей наблюдаемого, в результате чего у наблюдателя (например индуктора) складывается собственное отношение к наблюдаемому (реципиенту), и в зависимости от этого происходит прогнозирование его возможного поведения, что определяет построение дальнейших взаимоотношений с собеседником. Учитывая, что в условиях неискреннего убеждающего воздействия понимание затруднено стремлением собеседника ввести коммуникатора в заблуждение, становится понятной вся важность умения разбираться в людях.

В ходе исследований, проведенных психологом В. В. Знаковым, были выявлены следующие зависимости:

1) объективно воспринимаемые черты физического облика другого человека могут в значительной степени трансформироваться и даже искажаться под влиянием сложившейся самооценки, уровня притязаний и характера взаимоотношений воспринимающего с воспринимаемым;

2) имея перед собой один и тот же объект восприятия -внешность другого человека, люди видят его под разными углами зрения, выделяют разные стороны и свойства.

На точность восприятия различных объектов могут негативно влиять также следующие факторы:

- отсутствие необходимой психологической подготовки;

- определенные индивидуальные психические особенности, недостаточное развитие внимания, памяти, мышления;

- предвзятое, тенденциозное отношение к объектам восприятия и познания.

Как свидетельствуют социально-психологические исследования, люди зачастую видят то, что хотят увидеть, слышат то, что хотят услышать. То есть, вся информация, поступающая из окружающего мира, проходит через своеобразные "фильтры" восприятия, обусловленные образом жизни, системами ценностей человека и другими факторами. Реальность и восприятие реальности зачастую достаточно сильно отличаются друг от друга. В зависимости от особенностей человека по-разному интерпретируются слова, понятия, тексты, действия другого человека.