Принципы федеративного устройства Российской Федерации

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69 Конституции РФ).

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, включающую в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство [1] над ними. Пределы государственной территории определяются государственной границей РФ – линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхности [2]. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе [3] и в исключительной экономической зоне [4] Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (ст. 67 Конституции РФ). Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4 Конституции РФ).

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ), обеспечивая единство правовой системы Российской Федерации. Конституция РФ является базисом всего законодательства РФ. Все нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам.

На всей территории РФ обеспечивается единое экономическое пространство. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ).

На территории РФ действует единая денежная единица – рубль, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ст. 75 Конституции РФ).

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они используются наряду с государственным языком РФ. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68 Конституции РФ).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Статья 71 Конституции РФ определяет вопросы исключительной компетенции Российской Федерации, ст. 72 – вопросы, отнесенные к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Полномочия, не отнесенные Конституцией к предметам ведения Российской Федерации или предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, находятся в ведении субъектов РФ.

Предметы ведения Российской Федерации:

– принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

– система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

– федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

– внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

– оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

– определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

– судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство;

– правовое регулирование интеллектуальной собственности;

– федеральное коллизионное право.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, действующие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).

Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:

– обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов иных субъектов федерации Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

– режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

– охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

– осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

– установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

– защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

– установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

– координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, выполнение международных договоров РФ.

По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, должны соответствовать федеральным конституционным законам (ч. 2, 5, 6 ст. 76 Конституции РФ).

Субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). По данным вопросам субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирования, принимая законы и иные нормативные правовые акты (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). В случае возникновения коллизий между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта, изданным по вопросам, отнесенным к компетенции субъекта, действует нормативный правовой акт субъекта (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Органы государственной власти в Российской Федерации представлены федеральными органами государственной власти, осуществляющими полномочия на всей территории РФ в пределах своей компетенции, и органами государственной власти субъектов РФ, действующих в пределах своей компетенции. Однако в Российской Федерации обеспечивается единство системы органов государственной власти. Так, система органов государственной власти РФ устанавливается Конституцией РФ (ст. 11), а система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1. ст. 77 Конституции РФ).

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации но предметам совместного ведения федерации и субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2. ст. 77 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ст. 78 Конституции РФ).

Для обеспечения реализации конституционных полномочий Президента РФ Указом Президента РФ 13.05.2000 № 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" в 2000 г. был введен институт полномочных представителей Президента РФ. Полномочный представитель Президента РФ представляет Президента РФ в пределах федерального округа. Всего на территории РФ учреждено девять федеральных округов. Полномочный представитель назначается и освобождается от должности Президентом РФ.