Принципы эффективных деловых коммуникаций

Принципы эффективных деловых коммуникаций, которыми мы руководствовались в подборе материалов данной работы и которыми рекомендуем руководствоваться на практике, можно представить следующим образом:

- научный подход, реализуемый в сочетании системного и ситуативного подходов и обеспечивающий наиболее глубокое и адекватное представление о субъектах и ситуации общения;

- принцип терминологической определенности применяемых понятий, достижения изначально однозначности понимания смысла, одинаковости толкования;

- объективная необходимость при решении проблем коммуникативного характера учитывать единство рационального и эмоционального в поведении человека; иногда понять другую сторону невозможно на рациональном уровне, но все легко объясняется и поддастся управлению на эмоциональном уровне;

— принцип ситуативности, включающий: 1) необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие, которая является желательной (малое воздействие способно вызвать "лавинную" реакцию), 2) возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, которое трудно распознать, и 3) субъективность в интерпретации ситуаций;

- принцип стремления к повышению уровня объективности моделей, представлений о партнере по взаимодействию, осознания недостаточности своего мнения и опыта для трактовки и прогнозирования поведения партнера по общению;

- принцип гуманизма в построении коммуникаций;

- принцип развития, или онтогенеза, субъектов общения и динамики психических процессов и состояний. Субъект, поведение которого вам казалось достаточно понятным, в силу онтогенеза может неожиданно повести себя иначе: просто у него изменились жизненные обстоятельства, мотивы, состояние здоровья, настроение, он стал старше, опытнее, изучил вас и научился противодействовать вашему влиянию;

- принцип системности субъектов коммуникаций (система обладает множеством качеств, среди которых: система целостна, уникальна, автономна, адаптивна, связана со средой, т.е. открыта, не поддается полному моделированию процессов и состояний и т.п.);

- принцип вероятности наличия недиагностируемых скрытых факторов поведения типа намерений, умыслов, имитации;

— принцип неполной адекватности любой сложности моделей поведения субъектов, на основе которых строятся прогнозы и ожидания, самим субъектам, системам;

- принцип бесконечности процесса познания (нет и не будет оснований сказать: "Ну, теперь я знаю все!". Более адекватная форма: "Теперь, мне кажется, я знаю достаточно для того, чтобы прогнозировать поведение в таких-то условиях с достаточно высокой степенью вероятности");

— принцип опоры па закон;

— принцип необходимости и возможности управления коммуникациями.

Можно дополнить эти общие принципы деловых коммуникаций рядом чисто этических принципов:

— тактичность и деликатность;

— обязательность, верность слову, честность;

- поиск взаимных интересов, сотрудничества, общего блага;

— доверие.

Правда, следует оговориться, что с незнакомым партнером в сфере бизнеса следует держать "ухо востро", памятуя базисный принцип капитализма "стремление к прибыли", исполнение которого нередко приводит к поведению по принципу "цель оправдывает средства". Кстати, вопрос степени доверия партнеру по бизнесу является одним из основных при прогнозировании общения, даже с уже известным и подтвердившим свою репутацию партнером.

Принципы реализуются в рамках, под влиянием убеждений человека, будь то его личные убеждения или нормы поведения, диктуемые его ролью в группе, организацией, которую он представляет. Сильным фактором является и доминирующая в личностном или общественном сознании этическая система, парадигма.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец), в философии, социологии — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

Парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой.

К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Примеры: парадигма конституционного курса России образца 1993 г., общая парадигма программирования.

Личная парадигма — это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека, его точка зрения.

Парадигма может быть и девиантной (с точки зрения тех или иных субъектов).

Отсутствие системного мышления, игнорирование многообразия мира и уникальности каждой личности и группы, приверженность одной модели поведения, одной системе убеждения, одним убеждениям чревато соскальзыванием в фанатизм, нетерпимость, догматизм.