Принципы эффективного использования концепции логистики в хозяйственной деятельности предприятий

Для того чтобы обосновать принципы эффективного использования логистики, целесообразно обратиться к табл. 1.1, которая позволяет выделить три основные концепции управления предприятиями в рыночной экономике: производственный менеджмент, маркетинг и логистику "первой и второй волн".

Используя материал табл. 1.1, можно сделать следующие выводы:

1) концепция производственного менеджмента предполагает использование принципов управления предприятиями, которые разработаны А. Файолем [28] (рис. 1.27):

2) автор предполагает, что для концепции маркетинга в наибольшей степени подходят принципы, обоснованные

Э. Демингом [271 (рис. 1.28);

3) можно утверждать, что принципы управления предприятиями на основе логистики "первой волны", или микрологистики, соответствуют принципам, разработанным Дж. Лайкером [30] (рис. 1.29);

Для формирования целостной иерархической системы принципов управления предприятиями представляется целесообразным решение следующих задач:

1) выявление классификационных признаков первого уровня, доказывающих наличие основных, четко выраженных приоритетов развития предприятий в рыночных условиях;

2) использование классификационных признаков второго уровня для определения групп принципов в рамках каждого приоритета развития, т.е. в расчете на один приоритет можно выделить как минимум четыре группы принципов управления предприятиями;

3) формулировка конкретных принципов управления предприятиями в рамках каждой выделенной их группы на основе классификационных признаков третьего уровня.

Для обоснования приоритетов развития предприятий в рыночных условиях, по мнению автора, целесообразно использовать следующие классификационные признаки первого уровня:

– компоненты составляющей комплекса маркетинга "цена": затраты и время;

– компоненты составляющей комплекса маркетинга "товар": количество и качество (см. рис. 1.27).

Рис. 1.27. Варианты компонентов комплекса управления ценностью – качества, количества, затрат и времени – и адекватные им приоритеты развития предприятий

На основе указанных выше классификационных признаков можно выделить следующие приоритеты развития предприятий и установить взаимосвязи между ними:

1) приоритет А – снижение затрат и устранение возможного дефицита за счет создания запасов товара – характерен для такой концепции управления предприятиями, как производственный менеджмент. Наиболее близкой к данной концепции является система принципов, разработанная А. Файолем. Целесообразность выделения приоритета А обусловлена:

– возможностью использования торговых скидок при закупке большого количества сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих;

– разнесением условно-постоянных затрат на больший объем продукции и услуг (эффект масштаба);

– рациональным использованием технологической оснастки (исключая потери в объеме выпуска продукции за счет переналадки оборудования);

– сокращением затрат "упущенной выгоды" из-за возможного дефицита сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих;

– относительно низким платежеспособным спросом клиентов на конечные продукты и услуги, что позволяет ориентироваться в основном на удовлетворение однородных потребностей рынка;

2) приоритет В – создание качества товара за счет увеличения затрат на его производство – характерен для такой концепции управления предприятиями, как маркетинг. Наиболее близкой к данной концепции является система принципов, разработанная Э. Демингом. Целесообразность выделения приоритета В обусловлена:

– переориентацией клиентов на неценовые параметры продукции и услуг, когда во главу угла ставится не их низкая цена, а потребительские свойства данных продукции и услуг;

– ростом затрат на обеспечение качества продукции и услуг в связи с появлением их модификаций, что приводит к дополнительным переналадкам оборудования и к потерям объема выпуска продукции и оказания услуг во времени;

– увеличением расходов на использование дополнительных технологических операций и операций контроля качества продукции и услуг;

– ростом затрат на маркетинговые исследования и разработку комплекса маркетинга на рынке, характеризующемся разнородными потребностями;

3) приоритет С – экономия оборотных средств предприятия за счет снижения запасов товара – характерен для такой концепции управления предприятиями, как логистика "первой волны". Наиболее близкой к данной концепции является система принципов, разработанная Дж. Лайкером. Целесообразность выделения приоритета С обусловлена:

– переходом предприятий на выпуск диверсифицированного ряда продукции и услуг, в связи с чем практически исчерпываются возможности синхронизации операций технологических процессов и снижения себестоимости продукции и услуг на этой основе;

– необходимостью совершенствования систем управления предприятиями и цепями поставок в условиях ужесточения конкуренции на рынках различного типа;

– ориентацией на сокращение потребности в оборотных средствах и повышение рентабельности активов предприятия;

– широким вовлечением персонала в процесс совершенствования деятельности предприятия;

– возрастанием роли логистических методов управления бизнес-процессами, направленных на устранение межфункциональных барьеров на предприятиях и в цепях поставок;

4) приоритет D – обеспечение качества товара за счет сокращения продолжительности производственного цикла – характерен для такой концепции управления предприятиями, как логистика "второй волны". Наиболее близкой к данной концепции является система принципов (мегатенденций), разработанная Д. Бауэрсоксом, Д. Клоссом, Т. П. Станком. Целесообразность выделения приоритета D обусловлена тем, что:

– организация потока единичных изделий в машиностроении позволяет обеспечить минимальные допуски на их размеры, что повышает качество продукта, состоящего из данных изделий;

– устранение межфункциональных барьеров на уровне цепей поставок способствует существенному сокращению длительности подготовки производства инновационных продуктов и услуг и одновременно обеспечивает освоение их широкого ассортимента в соответствии с требованиями конечных потребителей;

– сокращение длительности производственного цикла позволяет выявить направления совершенствования управления предприятиями; в этом случае учитываются потери "упущенной выгоды", которые устраняются в первую очередь посредством повышения качества управления предприятиями и цепями поставок;

– сокращение длительности производственного цикла обеспечивается за счет выделения части работ или всей работы на аутсорсинг, т.е. их передачу тем предприятиям, которые могут выполнить порученную им работу более качественно.

На рис. 1.27 также отражена типовая последовательность реализации приоритетов развития предприятий по схеме: А – В – С – D, которая может иметь несколько вариантов исполнения, в том числе за счет совмещения тех или иных приоритетов их развития.

Для выявления групп принципов управления предприятиями целесообразно использовать такие классификационные признаки второго уровня, как:

– компоненты составляющей комплекса менеджмента (внутренних переменных организации) "структура": система и процесс;

– объект оптимизации деятельности предприятия: технология (бизнес-процессы) и управление (менеджмент).

Использование данных классификационных признаков позволяет выделить шестнадцать групп принципов управления предприятиями (см. рис. 1.28):

1) приоритет А – снижение затрат и устранение возможного дефицита за счет создания запасов товара:

– А1.1: создание и обслуживание мест хранения запасов.

Создание запасов негативно влияет на планировку рабочих мест подразделений предприятия, увеличивая стоимость его основных фондов и затраты на их поддержание в работоспособном состоянии. Кроме того, места хранения запасов нуждаются в обслуживании и обеспечении необходимыми ресурсами, что увеличивает себестоимость продукции и услуг, однако данный аспект нивелируется за счет эффекта масштаба производства;

– А1.2: синхронизация операций технологического процесса.

Данная группа принципов предполагает обеспечение равенства тактов операций технологического процесса, что возможно при массовом или крупносерийном производстве продукции и оказании услуг;

– А2.1: внедрение моделей управления запасами.

Основные модели управления запасами будут представлены в разделе 4.3 данного учебника;

– А2.2: организация работы партиями и очередями (последовательное движение предметов труда).

Работа партиями и очередями организована без передаточных партий изделий и характеризуется незначительными затратами времени на переналадку оборудования. Однако при реализации данной группы принципов существенно увеличивается длительность производственного цикла, влияющая на величину оборотных средств и рентабельность активов предприятия;

Рис. 1.28. Группы принципов управления предприятием в соответствии с приоритетами ею развития

2) приоритет В – создание качества товара за счет увеличения затрат на его производство:

– В1.1: совершенствование технологических процессов.

Данная группа принципов является основой для реализации одной из концепций маркетинга – концепции совершенствования производства, поскольку эффективная технология способствует повышению качества продукции и услуг и объемов их реализации;

– В 1.2: "встраивание" качества в продукт (процесс).

В первую очередь речь идет об использовании принципа "дзидока" – остановка процесса ради встраивания качества. "Дзидока" также называют автономизацией – наделением оборудования человеческим интеллектом и использованием в технологическом процессе устройств типа "покаёка", предупреждающих появление ошибок;

– В2.1: внедрение концепций управления качеством.

К числу таких концепций следует отнести концепции всеобщего управления качеством (англ. Total Quality Management – TQM) и метод управления качеством "Шесть сигм" (англ. Six sigma – 6σ) (табл. 1.7);

– В2.2: улучшение потребительских свойств товара.

Данная группа принципов является основой для реализации еще одной концепции маркетинга – концепции совершенствования товара, предполагающей придание ему новых потребительских свойств, что позволяет успешно позиционировать данный товар на рынке;

3) приоритет С – экономия оборотных средств предприятия за счет снижения запасов товара:

– С 1.1: устранение межфункциональных барьеров.

Данная группа принципов направлена на использование процессного подхода к управлению предприятиями;

– С 1.2: организация быстрой переналадки оборудования.

Решение данной проблемы обеспечивается на основе работ С. Синго;

– С2.1: внедрение концепции бережливого производства.

ОГЛАВЛЕНИЕ концепции бережливого производства подробно изложено в соответствующих литературных источниках (см. табл. 1.7);

– С2.2: использование передаточных партий (параллельное движение предметов труда).

Данная группа принципов является логичным продолжением группы принципов А2.2 (см. рис. 1.28). Она характеризуется использованием передаточных партий изделий за счет уменьшения уровня их запасов. Данное мероприятие позволяет существенно сократить длительность производственного цикла со значительным высвобождением оборотных средств предприятия и создать необходимые предпосылки для удовлетворения элитарных потребностей клиентов;

4) приоритет D – обеспечение качества товара за счет сокращения продолжительности производственного цикла:

– D1.1: сокращение ожидания (простоев) участников цепей поставок.

Решение данной проблемы может быть достигнуто, например, на основе теории массового обслуживания и совершенствования информационных технологий в цепях поставок;

– D1.2: организация потока единичных изделий.

Данная группа принципов достаточно подробно изложена Дж. Лайкером;

– D2.1: внедрение вытягивающих концепций управления цепями поставок.

Наиболее известной формой вытягивающей производственной системы является система "Точно во время" (англ. Just in time – JIT) (см. табл. 1.7), для реализации которой организуется поток ресурсов, вытягиваемых в ходе технологического процесса последующими звеньями цепей поставок;

– D2.2: развитие человеческого капитала.

Особенностью данной группы принципов является осознание роли человека в достижении стратегических целей предприятия. Человеческий капитал рассматривается как вложенный в дело, работающий источник дохода в виде интеллектуальной собственности (нематериальных активов).

В соответствии с данными рис. 1.27 каждую из шестнадцати групп принципов управления предприятием (см. рис. 1.28) можно структурировать, используя такие классификационные признаки третьего уровня как:

– тип используемых ресурсов: человеческие и пр.;

– стадия управленческого решения: подготовка и реализация.

Данные классификационные признаки позволяют четко разграничить принципы, касающиеся управления технологией (бизнес-процессами) и менеджмента – управления исполнителями в рамках конкретной организационной структуры управления предприятием (см. рис. 1.28).

В результате использования указанных выше классификационных признаков можно выделить основные принципы управления предприятиями, представленные на рис. 1.29–1.32.

Иерархически упорядоченная во времени система принципов управления предприятиями позволяет:

– понять закономерности и выявить тенденции развития данных принципов, а также прогнозировать их характеристики в дальнейшем;

– учесть мнение ведущих специалистов, разработавших собственные принципы управления предприятиями на различных этапах их развития;

– структурировать принципы управления предприятиями по основным стадиям их развития (или по концепциям управления данными предприятиями);

– установить сроки, продолжительность и последовательность использования конкретной группы принципов управления предприятиями;

– обосновать ОГЛАВЛЕНИЕ стратегий развития данных предприятий в зависимости от факторов их внешней и внутренней среды.