Принципы бюджетного права

Принципы бюджетного права представляют собой основные идеи, исходные положения его формирования, развития и функционирования. Бюджетно-правовые принципы отражаются в нормативных правовых актах и характеризуют сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ бюджетного права, его внутреннее строение, соотношение с финансовым правом, иными его подотраслями и институтами. Основные исходные идеи бюджетного права показывают не только материальные отношения, но и весь процесс применения бюджетного права, придавая ему динамику.

Большое значение принципы бюджетного права имеют на стадии разработки проектов нормативных финансово-правовых актов, поскольку позволяют создавать и принимать эффективные бюджетные нормы. Неоценима роль принципов на стадии правоприменения, так как с их помощью судебная система и органы исполнительной власти единообразно реализуют финансовую политику государства.

Принципы бюджетного права - это теоретически обоснованные и нормативно закрепленные основополагающие начала (идеи, требования) сущности бюджетного права, составляющие его главное ОГЛАВЛЕНИЕ, определяющие общую направленность правового регулирования бюджетной деятельности государства и муниципальных образований и направляющие бюджетную деятельность на достижение стоящих перед ней целей и задач.

Принципы бюджетного права можно классифицировать:

1) по источнику нормативного закрепления - установленные Конституцией; установленные бюджетным законодательством РФ;

2) по сфере действия - распространяющиеся на все институты бюджетного права (общие принципы); отдельные институты бюджетного права (институциональные).

В первой классификационной группе принципов бюджетного права к числу исходно-правовых начал, установленных Конституцией, относятся:

o федерализм (ст. 1);

o равноправие субъектов РФ в сфере бюджетной деятельности (ст. 5);

o реализация совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в установлении общих принципов бюджетной деятельности местного самоуправления (п. "н" ч. 1 ст. 72);

o самостоятельность бюджетной деятельности органов местного самоуправления (ст. 12,130-132);

o распределение функций в области бюджетной деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей (например, ч. 1 ст. 105, п. "б" ч. 1 ст. 114);

o участие граждан Российской Федерации в бюджетной деятельности государства и местного самоуправления (ч. 1 ст. 32);

o гласность (например, ч. 3 ст. 15);

o плановость (п. "а" ч. 1 ст. 114, ст. 132);

o законность (например, ст. 1, 2, 15, 57).

Конституционные нормы, закрепляющие принципы бюджетного права, являются нормами прямого действия. Это означает право участников бюджетной деятельности на непосредственное применение данных норм без внесения соответствующих дополнений в бюджетное законодательство.

Остальные принципы бюджетного права находят свое выражение в бюджетном законодательстве РФ или выводятся из его содержания.

Во второй классификационной группе принципов бюджетного права к числу общих ("сквозных") принципов относятся:

o ежегодность (цикличность, периодичность) возникновения бюджетных отношений (ст. 242 БК);

o неразрывность (в большинстве случаев) бюджетных прав и обязанностей субъектов бюджетного права (ст. 7-9 БК);

o координация бюджетной политики Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

o реализация норм совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в установлении общих принципов бюджетной деятельности муниципальных образований (п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции);

o выражение в правовой форме бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (ст. 11 БК);

o единство группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов на основе бюджетной классификации (гл. 4 БК);

o неотвратимость ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ (часть четвертая БК).

В зависимости от сферы действия принципы бюджетного права можно классифицировать по институтам бюджетного права, в которых эти принципы действуют. Таким образом, выделяются:

а) принципы бюджетной системы РФ. Статья 28 БК к ним относит: единство бюджетной системы РФ; разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полноту отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированность бюджета; результативность и эффективность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; прозрачность (открытость); достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов бюджетов; единство кассы;

б) принципы межбюджетных отношений. На основе анализа гл. 16 БК можно назвать следующие принципы: распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;

в) принципы бюджетного процесса. К ним относятся: последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (например, ст. 184, 192 БК); казначейское исполнение бюджетов (ст. 215.1 БК); ежегодность бюджета (ст. 242 БК); публичность и гласность (например, ст. 264.11 БК); единство кассы (ст. 38.2 БК); формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на основе единой методологии, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ (ст. 6, 65 БК); иммунитет бюджетов (ст. 239 БК).