Принципы биоэтики

В биоэтике выделяют принципы не-причинения вреда, благодеяния, уважения автономии личности и справедливости. Первые два принципа присущи и медицинской этике Гиппократа, и биоэтике, а вторые два принципа как раз характеризуют биоэтику как новую (современную) этику в медицине.

Этический принцип уважения автономии личности означает ее независимость, ее право самостоятельно принимать решения, касающиеся вопросов ее здоровья. Биоэтика уже потому является новой этикой в истории медицины, что с позиций принципа уважения автономии личности в современном здравоохранении значительно ограничивается патерналистский подход врачей и всего медперсонала к пациентам. Патерналистский подход в медицине означает, что врачи осознают себя как бы в роли родителей, а пациентов - в роли детей. Мол, пациенты невежественны в медицинских вопросах, поэтому они не могут сами принимать медицинские решения, эти решения за них принимают медики. Врачебный патернализм подвергся обоснованной критике в современном обществе, в результате все шире стал применяться подход "терапевтического диалога и сотрудничества". Конечно, медицинский патернализм по-прежнему в большей степени сохраняется в педиатрии, психиатрии, гериатрии, в отделениях интенсивной терапии.

В соответствии с принципом уважения автономии личности в современной медицине сформировалась этика уважения прав пациента, стержнем которой является доктрина "информированного согласия". Современные представления о правах пациентов - это одновременно и область медицинской этики, и область медицинского права. То есть биоэтическое образование одновременно требует повышения правовой культуры не только медицинских специалистов, но и пациентов, общества в целом. Биоэтический принцип справедливости действует как на макроуровне (при распределении ограниченных общественных ресурсов в сфере здравоохранения, например, между педиатрией и гериатрией, между онкологией и кардиологией и т.д.), так и на микроуровне (например, при распределении дефицитных донорских органов в трансплантологии или при распределении внимания и заботы каждой медсестры, осуществляющей уход одновременно за многими пациентами).

Биоэтические принципы действуют в качестве регулятивов медицинской практики таким образом, что в ситуациях конфликта между ними применяется методологический принцип prima facie, сформулированный в первой половине XX в. английским философом У. Д. Россом. Суть его в том, что в таких случаях личность принимает трудное решение следовать какому-то определенному принципу, как бы вынося другой принцип за скобки (но не игнорируя и тем более не зачеркивая этот последний). По этому поводу Б. Г. Юдин поясняет: "Тот факт, что обязательства, которые мы вынуждены нарушить, тем не менее не отбрасываются, а так или иначе принимаются во внимание, иногда выражают с помощью понятия "морального следа", т.е. некоторого осадка, груза, который остается на совести из-за нарушения обязательства".

Например, возьмем одну из самых трудных, с точки зрения морального выбора, ситуацию: сообщать ли самим пациентам правдивую информацию о неблагоприятном исходе их заболеваний. Здесь вступают в конфликт два принципа биоэтики. Принцип непричинения вреда требует сокрытия от самих пациентов такой жестокой правды. В то же время принцип уважения автономии личности требует честности во взаимоотношениях с пациентами и потому - правдивого информирования. Конкретное решение в такой ситуации непременно должно быть в высших интересах пациента. Скрывая от пациентов правдивую информацию, нельзя забывать о множестве возможных негативных последствий допускаемой в таких случаях лжи: отказы пациентов от лечения и необходимых им исследований; житейские проблемы, оскорбляющие память умерших пациентов, например, не успевших составить завещание; чувство оскорбленного человеческого достоинства в душе тех пациентов, которые уже знают правду, но в отношении которых врачи, "согласно этике", "ломают комедию святой лжи" и т.д. Давая таким пациентам правдивую информацию, следует предварительно освоить искусство "сообщения плохих новостей", которое, между прочим, учитывает загадочную особенность психологии терминальных больных, практически всегда сохраняющих в том или ином виде надежду на излечение.