О принципе суверенного равенства государств

Принцип суверенного равенства государств лежит в основе всех межгосударственных отношений и касается любых сфер таких отношений. Особое значение он имеет для международной военно-политической системы. Этот принцип — один из краеугольных камней МП и международного правопорядка. Он, как и вышерассмотренные принципы, обеспечивает мир, мирное сосуществование государств. За его соблюдением государства следят особенно тщательно.

Данный принцип сложился как международно-правовой обычай и был закреплен в Уставе ООН (ст. 2), Заключительном акте СБСЕ, Итоговом документе Венской встречи представителей государств — участников СБСЕ 1989 г., Парижской хартии для Новой Европы 1990 г., Хартии экономических прав и обязанностей государств, в уставах международных организаций системы ООН, региональных международных организаций, во множестве двусторонних и многосторонних соглашений. Декларация о принципах МП указывает на следующие элементы принципа суверенного равенства государств:

• государства равны юридически, т.е. обладают равными основными правами и обязанностями, вправе участвовать в международных договорах и организациях;

• каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, т.е. самостоятельно осуществляет на своей территории законодательную, исполнительную, судебную власть, строит международные отношения по своему усмотрению;

• каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;

• каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

• каждое государство обязано добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Принцип суверенного равенства государств как бы распадается на два принципа — принцип суверенитета и принцип равноправия государств.

Суверенитет — это полновластие государства внутри страны и независимость вовне. Суверенитет государств, согласно теории общественного договора, — явление вторичное. Суверенитет принадлежит народу (первичный суверенитет). Народ в общих интересах по общественному договору — конституции — передает государству часть своих прав, присущих суверенитету. Таким образом, суверенитет государства — это суверенитет вторичный.

Из этого следует, что народы сами определяют, как им жить, какую власть иметь, какую общественную систему строить и в какую сторону се развивать. Государство — это представитель народа, который обязан выражать его нолю. Государственный суверенитет распространяется не только в пределах территории, но и на объекты, действия физических/юридических лиц государства за пределами его территории (в части и объеме, которые предусмотрены МП).

Суверенитет не означает полной свободы в действиях. Свобода действий государств ограничена правом — международным правом. МП — это инструмент "состыковки" и обеспечения "суверенитетов". Свобода действий у государств остается только в делах, вопросах, которые не подпадают под МП, не регулируются им. В то же время в эпоху глобализации остается все меньше вопросов, которые государства могут решать в одностороннем порядке.

Равноправие означает, что каждое государство — это субъект МП; государства взаимодействуют между собой как равные, несмотря на их фактическое неравенство. Да, одно государство — больше, другое — меньше; одно государство — экономически мощное, другое является еще только развивающимся; у одного государства много международных договоров и вытекающих из него обязательств, у другого — меньше, но юридически они равноправны, равны перед международным правом, обладают равной способностью создавать для себя права и принимать обязанности.

Все государства вправе участвовать в решении международных проблем, в которых они правомерно заинтересованы. При этом государства не вправе навязывать другим государствам созданные международно-правовые нормы.