Пример сравнительного анализа практик КСО

Блок 1. Рассмотрим типичную для большинства компаний реального сектора экономики ситуацию, когда узким местом бизнеса является недостаток квалифицированных кадров среднего и низшего звена, как специалистов, так и рабочих. Такие компании конкурируют друг с другом на рынке труда за ограниченное число способных работать на требуемом уровне работников. Факторами конкурентоспособности, кроме оплаты труда, являются престижность работы в компании, атмосфера заботы о сотрудниках в коллективе, т.е. факторы, формирование которых обеспечивается реализацией КСО. Формулировка цели – поиск лучших практик КСО, повышающих конкурентоспособность рабочих мест – в основном соответствует SMART – модели целеполагании[1]. Она конкретна, реалистична, не конфликтует с другими целями компании, т.е. работает на достижение требуемого результата.

Блок 2. Далеко нс каждая компания может позволить себе обеспечить Интернет-трансляцию на рабочие места видео из детского сада, где находятся дети сотрудников, хотя подобная практика существенно снижает уровень тревожности молодых родителей и, в конечном счете, ведет к росту производительности труда. Ограничивающим возможности ресурсом может быть и недостаточная развитость у руководства и персонала требуемых компетенций, включая лидерские качества. В этом случае целесообразно предусмотреть разработку и реализацию специальной программы повышения квалификации – семинар, тренинг, стажировка. В любом случае определение ограничений позволяет, в дальнейшем анализе, оценивать экономическую целесообразность применения конкретной практики для того, чтобы, с одной стороны, у сотрудников была мотивация устранить свои плохие привычки, а с другой – новая практика была финансово доступной альтернативой применявшимся ранее практикам.

Блок 3. Достижение цели, сформулированной в блоке 1, может быть обеспечено совершенствованием условий труда с точки зрения санитарно-гигиенических, эргономических характеристик; совершенствованием рабочих мест с позиций их дизайна, прогрессивности организации рабочего пространства, использования средств визуализации; жестким подходом к выполнению требований корпоративного кодекса поведения, прежде всего со стороны поведения руководителей по отношению к подчиненным. Три перечисленных варианта могут быть реализованы множеством различных способов – это и есть лучшие практики.

Блок 4. Наиболее значимыми требованиями к лучшим практикам (опыту) для выбранного примера являются экономическая целесообразность и стоимость внедрения, поскольку со второй половины 2012 г. в России в целом наблюдается заметное замедление темпов роста экономики, что неизбежно ведет к снижению спроса и необходимости строжайшей экономии для обеспечения выживания компаний. Повышение рисков в этих условиях обусловливает требование подтвержденности эффективности и объективности информации о практике. С учетом высокой скорости изменений в бизнес-среде повышенные требования предъявляются к возрасту практики и возможности ее адаптации. Методы закрепления квалифицированного персонала очень существенно различаются в компаниях различного размера, поэтому к практикам предъявляется требование соразмерности конкретной компании.

Блок 5. Предположим, что для достижения цели, сформулированной в блоке 1, с учетом требований (блок 4) по материалам сайтов и обзоров менеджеры определили четыре практики.

Практика 1. Благотворительный проект компании Coca- Cola в Великобритании заключается в поддержке национальной благотворительной организации Street Games, занимающейся продвижением развития спорта, а также идей активного образ жизни среди молодежи из социально неблагополучных слоев населения. Street Gaines распространяет идеи уличного спорта, доступного для молодежи из малообеспеченных семей, у которых нет финансовой возможности оплачивать посещение различных спортивных секций.

Практика 2. Медицинское обслуживание персонала в компании "РУСАЛ"[2]. В этой компании еще с советских времен существует медсанчасть (МСЧ) – поликлинические учреждения, укомплектованные оборудованием со штатом 120–140 чел. Еще несколько лет назад качество их услуг было низким, а стоимость "растворялась" в общехозяйственных расходах. Была построена система профилактики профессиональных заболеваний и предупреждения травматизма, нацеленная на повышение производительности труда и предотвращение травматизма и инвалидизации, основанная на ранней диагностике профзаболеваний, регулярных проверках на соответствие предприятий принятым стандартам по безопасности, модернизации оборудования, пропаганде здорового образа жизни. В результате за четыре года число пострадавших на производстве сократилось на 51%, количество рабочих дней, пропущенных в связи с производственными травмами, снизилось на 40%[3].

Практика 3. Пенсионные программы ГМК "Норильский никель"[4] способствуют ротации кадров и стимулируют работников, достигших пенсионного возраста, на переезд на постоянное место жительства в климатически благоприятные районы России.

В рамках программы "Шесть пенсий", действующей с марта 1999 г., бывшие работники компании получают ежемесячно в течение двух лет после выхода на пенсию и переезда на "материк" дополнительно к государственной пенсии материальную помощь, равную шести государственным пенсиям. В 1999–2003 гг. 7251 работник ОАО "Горно-металлургического комбината (далее – ГМК) “Норильский никель”", достигший пенсионного возраста, смог благодаря этой программе переехать на постоянное место жительства в климатически благоприятные регионы России и успешно адаптироваться к новой, "материковой" жизни.

В 2003 г. введена в действие социальная программа "Дополнительная корпоративная пенсия". Новая программа нацелена на работающих пенсионеров старших возрастных групп, завершающих свою деятельность в компании. Форму выплаты работник выбирает самостоятельно. Это может быть либо ежемесячная корпоративная пенсия в течение пяти лет, либо единовременная выплата при увольнении и переезде на "материк". За период действия программы 332 работника оформили получение от компании дополнительной пенсии.

Практика 4[5]. Рабочие китайской фабрики по производству кондиционеров Guangdong Chigo Air Conditioning 3 августа 2012 г. с трудом дождались конца рабочего дня и выстроились в длинную очередь у ворот завода. Им предстояло весьма необычное для жителей пыльного промышленного городка приключение: прогулка по фруктовому саду, которым владеет компания. Экскурсия была призвана повысить настроение сотрудников и вдохновить их на новые трудовые подвиги. Сад – далеко не единственное место отдыха, которое создала для своих сотрудников Chigo. Владелец компании, миллионер Ли Сингао, построил для них бассейн, новые дома и читальню. Чтобы избавиться от постоянной текучки кадров, он повысил зарплаты и стал выплачивать бонусы сотрудникам, работающим в компании.

Блок 6. Оценка практик проводится попарным сравнением по каждому из отобранных критериев, для чего необходимо иметь группу квалифицированных экспертов, которые формируют соответствующие оценочные шкалы.

Блок 7. Проведем попарное сравнение четырех практик из приведенного примера по критерию "возраст" практики (табл. 16.2). Сначала определяется, какая из двух сравниваемых практик лучше по выбранному критерию. Для лучшей из двух практик выставляется оценка "1", а для худшей – "0". Если критерий оценивался количественно, то оценки определяются по лучшему значению из пары, если качественно – то оценка делается экспертом или, более объективно, группой специально отобранных экспертов с последующей оценкой степени согласованности их мнений с помощью коэффициента конкордации.

Таблица 16.2

Попарное сравнение практик

Объект оценки

Оценка

Объект оценки

Оценка

Объект оценки

Оценка

Coca-Cola

0

Coca-Cola

1

Coca-Cola

0

"РУСАЛ"

1

"Норильский никель"

0

Chigo

1

"РУСАЛ"

1

"РУСАЛ"

"Норильский никель"

Chigo

1

"Норильский никель"

Chigo

1

Из сравнения видно, что лучшей по данному критерию оказалась практика Chigo, набравшая три первых места, далее "РУСАЛ" – два первых места и Coca-Cola – одно.

Блок 8. В табл. 16.3 дан пример проведения анализа параметрическим методом с использованием весовых коэффициентов для каждого требования.

Параметрическая оценка практик

Таблица 16.3

Требования

Значимость требования (весовой коэффициент)

Уровень реализации требований

Уровень реализации с учетом весового коэффициента

Coca- Cola

"РУСАЛ"

"Норильский никель"

Chigo

Coca- Cola

"РУСАЛ"

"Норильский никель"

Chigo

1. Экономическая целесообразность

0,2

3

5

4

4

0,6

1

0,8

0,8

2. Степень подтвержденности эффективности

0,2

2

4

5

3

0,4

0,8

1

0,6

3. Адаптированность

0,05

3

4

4

3

0,15

0,2

0,2

0,15

4. Адаптивность

0,1

3

5

4

2

0,3

0,5

0,4

0,2

5. "Возраст" практики

0,1

3

4

2

5

0,3

0,4

0,2

0,5

6. Демократичность управления

-

0

0

0

0

7. Размер компании

0,05

2

3

3

4

0,1

0,15

0,15

0,2

8. Объективность информации

0,1

4

3

3

3

0,4

0,3

0,3

0,3

9. Стоимость внедрения

0,2

4

3

2

2

0,8

0,6

0.4

0,4

10. Возможность автономного внедрения

0

0

0

0

11. Срок окупаемости

0

2

3

4

4

0

0

0

0

Итоговый рейтинг практики

3,05

3,95

3,45

3,15

По результатам анализа лучшей является практика компании "РУСАЛ", далее "Норильский никель", Chigo и Coca- Cola. Очевидно, что практика компании Chigo дорога и малоадаптивна. Сравнительно малозатратна практика Coca-Cola. Она также и малоадаптивна. Практика компании "РУСАЛ" наилучшим образом сочетает критерии затратности и адаптивности.

Блок 9. Менеджмент компании принимает решение об использовании практики компании "РУСАЛ" и заносит информацию о всех практиках в базу знаний компании. Далее разрабатываются рекомендации но реализации выбранной практики.