Пример преимуществ применения технологии VMI

Компания "Datalliance" исследовала в течение 2005–2006 гг. преимущества применения технологии VMI среди дистрибьюторов США[1]. Были обследованы цепи поставок 21 крупного дистрибьютора США, работающего с 10 поставщиками товаров FMCG. При этом общее количество складов в сетевой структуре их цепей поставок составило 156.

В среднем положительные результаты, достигнутые между дистрибьюторами и их поставщиками при применении технологии VMI, составили:

• на 24% – возросли продажи в каждом складе;

• на 25% – увеличилась оборачиваемость товарных запасов дистрибьюторов;

• на 31% – уменьшился дефицит запасов на полках (out of stock);

• на 54% – увеличились как оборачиваемость складских запасов, так и уровень обслуживания клиентов.

В самом простом виде модель реализации технологии VMI "производитель – дистрибьютор – потребитель" состоит из следующих шагов (рис. 7.9).

Рис. 7.9. Простая модель реализации технологии VMI в дистрибьюции

Шаг 1. Потребитель (ритейлер) отправляет дистрибьютору информацию о проданных им продуктах. Эта информация может быть получена при помощи технологий считывания штрих-кодов и передана дистрибьютору посредством ЭОД или через Интернет.

Шаг 2. Дистрибьютор обрабатывает информацию и передает подтверждение потребителю, указывая в нем количество и характеристики продуктов, которые будут доставлены, дату и место доставки, после чего отправляет товары.

Шаг 3. Дистрибьютор собирает данные по всем заказам потребителей, которые он консолидирует и ежедневно отправляет производителям посредством ЭОД или через Интернет.

Шаг 4. Производитель пополняет запасы дистрибьютора.

Шаг 5. Дистрибьютор отправляет инвойсы потребителю, который на их основе осуществляет платежи.

Шаг 6. Потребитель (дистрибьютор) производит оплату за пополнение запасов.

Применение технологии VMI может дать как очень хороший, так и плохой результат. Многое зависит от изначальных условий, в которых система применяется. В неудачах привычно винить недостатки технологии, а не какие-то собственные недочеты. Чтобы технология VMI работала успешно, необходимо установить не только набор соглашений, но и иной уровень отношений, ориентированный на взаимовыгодное сотрудничество в цепи поставок.

Как было отмечено ранее, в рамках VMI-соглашения может быть оговорено различное размещение запасов. Некоторые клиенты требуют размещения запасов в непосредственной близости к своим мощностям, но на территории поставщика или оператора. Возможен вариант работы по технологии JIТ. При принятии решения о размещении запасов необходимо сравнить общие издержки каждого из вариантов.

В общем случае имеется четыре этапа реализации технологии VMI в дистрибьюции, которые осуществляются обычно в рамках программы CPFR (см. параграф 7.4).

Этап 1: подготовка. Переговоры, формирование проектных команд, применение программы CPFR, минимизация запасов, сосредоточение на процессах, добавляющих ценность, устранение узких мест.

Этап 2: до реализации. Продолжение применения программы CPFR, расчет прогнозов продаж, затрат, страховых запасов, времени выполнения заказов, уровней обслуживания и других KPI снабжения и логистики.

Этап 3: реализация VMI. Реализация технологии VMI на основе заключенного контракта.

Этап 4: корректировка. Внесение изменений в параметры и процессы управления запасами, необходимость которых была выявлена в ходе реализации технологии VMI.

ОГЛАВЛЕНИЕ технологии VMI в промышленности имеет свои особенности, состоящие в следующем:

• соглашения между поставщиком и производителем продукции основаны на идеологии УЦП;

• поставщик поддерживает запасы у потребителя на основе предопределенных соглашений с производителем по минимальным/максимальным уровням запасов МР;

• если уровень запасов МР (в краткосрочной перспективе) становится слишком низким с учетом предполагаемого спроса на конечную продукцию, поставщик перепланирует и корректирует поставки.

На рис. 7.10 приведена общая схема реализации технологии VMI для промышленного предприятия [26].

Из схемы следует, что имеются три уровня материальных и информационных потоков, обеспечивающих интеграцию поставщика с производителем ГП:

• информационные потоки на уровне стратегической и тактической инициативы (контракт VMI);

• информационные потоки, поддерживаемые КИС производителя продукции и поставщика на уровне бэк-офиса;

• потоки МР от поставщика к производителю.

Количественный и качественный состав обмена информацией между сторонами программы VMI в промышленности гораздо более обширен, чем в торговле.

Рис. 7.10. Схема реализации технологии VMI в промышленности

Производитель передает поставщику текущую информацию:

• о валовой потребности в критических компонентах для горизонта планирования в разрезе ответственности поставщика;

• о наличных запасах МР на своих складах;

• о динамике уровней запасов, составе спецификаций (ВОМ), основном производственном графике (MPS).

Поставщик передает производителю текущую информацию:

• о запасах в пути (отгрузочных документах);

• об отгрузках для запланированных поставок (количество, даты).

Оба партнера должны при этом обеспечивать:

• прозрачность информации о спросе в границах их цепей поставок;

• обмен сообщениями о критических ситуациях;

• заданную номенклатуру запасов МР.

Программа VMI может быть использована как конкурентное преимущество при ведении переговоров с новыми претендентами на роль дилеров или сервисных центров. На стратегическом уровне важно правильно выбирать партнера для такой программы, так как результатом должно стать взаимовыгодное сотрудничество. Несмотря на то что технология VMI может принести много выгод, применять ее надо, только если это на самом деле оправданно и удовлетворяет требованиям и ожиданием всех сторон.