Пример из практики

Интересным в этом контексте представляется анализ реакции аудитории СМК на историю с группой Pussy Riot, члены которой осуществили, с точки зрения верующих христиан, конщунственные действия – попытались, надев маски, спеть "панк-молебен" в храме Христа Спасителя возле алтаря, за что были арестованы и осуждены на 2 года колонии общего режима. Действия девушек вызвали бурю возмущения среди верующих христиан, однако атеисты и "оппозиция", и даже просто обыватели выступили в их защиту, заверяя, что ничего "конщунственного" в их действиях нс видят, девушки просто "пошутили", или "хотели привлечь к себе внимание", или "выражали протест". Сакральных смыслов, связанных с алтарем храма, эти люди не знают и воспринимают ситуацию совсем иначе.

3. Барьеры авторитета (обесценивания) – неприятие информации при недостатке авторитета коммуникатора. Так, часто люди не доверяют высказываниям врачей о вреде курения, видя, как сами врачи курят. Барьеры авторитета могут преодолеваться при помощи подчеркивания статуса, образования коммуникатора, например, в рекламе может указываться должность врача-стоматолога, рекламирующего зубную насту.

4. Барьеры отношения – снижение доверия к сообщению, неприятие его при негативном отношении к коммуникатору.

5. Барьеры избегания – избегание источников воздействия, уклонение от контакта с ними. Так, курящий человек может просто переключать канал телевизора, когда увидит, что там идет передача о вреде курения.

Преодоление перечисленных барьеров – важная задача, которую необходимо решать в целях повышения эффективности воздействия СМК.

Способы преодоления коммуникативных барьеров:

1) преодоление избегания обеспечивается привлечением внимания аудитории к сообщению. Внимание может привлекаться за счет внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: новизна стимула, его интенсивность и физические характеристики. Внешние факторы часто используют для привлечения внимания к рекламе, когда усиливают звук рекламной паузы или создают яркие необычные сюжеты. К внутренним – повышение актуальности, значимости сообщения для реципиента. Для этого важно понимать, какие цели, интересы есть у целевой аудитории, и "привязывать" к ним сообщение. Однако еще более трудной задачей является поддержание внимания. Внимание телезрителя может быть отвлечено любым стимулом – например, стуком в дверь или запахом подгоревшей еды. "Изоляция" от посторонних стимулов, которая обычно применяется в межличностном общении (например, закрыть дверь), в случае массовых коммуникаций невозможна. Поэтому можно использовать прием "навязывания ритма" – построение сообщения таким образом, чтобы стимулировать периодические флуктуации внимания. Отвлечению внимания способствует монотонная, без выражения, речь диктора или ведущего передачи, соответственно для "навязывания ритма" необходимо постоянное изменение характеристик голоса и речи коммуникатора. Говоря то тише, то громче, то быстрее, то медленнее, коммуникатор как бы навязывает слушающему ритм переключения внимания, не дает ему что-то пропустить. "Приемы акцентировки" помогают привлечь внимание к определенным фрагментам сообщения. Прямая акцентировка – это использование различных фраз, акцентирующих сообщение: "прошу обратить внимание на...", "необходимо подчеркнуть, что...". Косвенная акцентировка осуществляется за счет выделения нужного фрагмента интонацией, паузами и т.п.;

2) преодоление барьера авторитета состоит в повышении привлекательности и статуса коммуникатора. Однако в некоторых случаях слишком высокий статус коммуникатора тоже может представлять барьер коммуникации. Исследования показали, что при очень высоком статусе коммуникатора слушатели практически не обращают на ход его рассуждений, но полностью доверяют выводам. Такой вариант подходит для предвыборной агитации. В случае же среднего авторитета слушатели внимательно следят именно за ходом рассуждений, поэтому для ток-шоу это более предпочтительный вариант;

3) преодоление барьера непонимания связано с "пристройкой" к аудитории по скорости, тезаурусу, стилистике речи. Для этого важны исследования характеристик аудитории.