Пример построения SCOR-модели

Рассмотрим пример построения SCOR-модели компании "Дельта".

1. Проектирование процессов цепи поставок "как есть".

Компания "Дельта"[1] является производителем и дистрибьютором канцелярской продукции в России. Компания специализируется на производстве офисных и канцелярских товаров, оптовой и розничной торговле как собственными марками этих товаров, так и товаров сторонних производителей:

• бумага и бумажные изделия;

• канцелярские товары;

• техника для дома и офиса;

• специальная одежда;

• хозяйственные товары.

Схема цепи поставок компании изображена на рис. 2.16. Поставщики компании находятся в ряде европейских стран, США, Японии, Китае, России. Из Японии, Китая и США товар поступает на консолидационный слад (КС) в Финляндии, далее – на распределительный центр (РЦ) в Москве. Продукция с заводов европейских стран поставляется напрямую в РЦ. Вся доставка осуществляется логистическими операторами. Система снабжения с российских заводов смешанная – продукция доставляется как на РЦ, так и на подсортировочные склады (ПС) в регионах. Снабжение товарами для дальнейшей перепродажи и снабжение собственного производства сырьем и материалами осуществляются децентрализованно. Компания имеет сеть собственных представительств в регионах России и более 100 розничных точек продаж. Наряду с собственной сетью фирменных магазинов компания обслуживает независи-

мую сетевую розницу (Москва, Московская обл.). Компания насчитывает более 10 000 клиентов, 4000 из которых являются крупными корпоративными клиентами. Доставка в ПС, собственную розницу и корпоративным клиентам осуществляется как собственным транспортом, так и с привлечением логистических операторов, в последнем случае – служб курьерской доставки. Доставка оптовым компаниям и независимой рознице – всеми вариантами доставки.

Географическая карта материальных потоков компании изображена на рис. 2.17, а соответствующая потоковая диаграмма цепи поставок (процессы выполнения) – на рис. 2.18.

Рис. 2.17. Географическая карта материальных потоков компании "Дельта"

Рис. 2.18. Потоковая диаграмма цепи поставок "Дельта" (процессы выполнения)

2. Оценка перспектив стратегического развития цепи поставок.

Российский рынок канцтоваров представлен несколькими сегментами, а именно: бумажно-беловые товары, офисные товары, офисная бумага, папки-регистраторы, изделия из мягкого и жесткого пластика, канцтовары из металла, штемпельные товары, настольные наборы и аксессуары, деловая галантерея, системы визуальной подачи информации, пишущие принадлежности (ручки, стержни, карандаши, фломастеры и маркеры), школьные товары, товары для творчества, прочие сопутствующие товары. В настоящее время российский рынок канцелярских товаров является достаточно стабильным и растет относительно быстрыми темпами. В 2009 г. наблюдалась стагнация рынка, которая была вызвана финансовым кризисом. Снижение рынка в большей степени произошло из-за падения спроса на офисную канцелярию и сокращения корпоративных продаж. Кроме этого, наблюдалась тенденция к покупке более дешевых канцелярских товаров. Соответственно, объем рынка в стоимостном выражении вырос не намного. По сравнению с 2010 г. в 2011 г. объем рынка увеличился на 12%. В целом за период с 2006 по 2011 г. рынок вырос примерно в 1,5 раза. Объем рынка в денежном выражении постоянно увеличивается, причем на данный момент можно выделить тенденцию к покупке более дорогих канцелярских и офисных товаров. В основном это связано с увеличением доходов населения в среднем по стране. По прогнозам экспертов, в ближайшие три года рынок канцтоваров в России будет расти, но не такими быстрыми темпами, как раньше. Это связано с постепенным насыщением рынка и усилением конкуренции. На изменение темпов роста рынка канцелярских товаров оказывают влияние такие факторы, как демографический кризис, который стал основной причиной снижения спроса на школьную канцелярию и продолжит влиять в дальнейшем уже на сегмент офисной канцелярии, изменение доходов населения, экономическая стабильность в стране, быстро меняющиеся предпочтения потребителей и проч. К середине 2013 г. ожидаемый рост рынка составит около 21% по сравнению с 2010 г.

Наибольшую долю в структуре рынка занимают такие сегменты, как офисная бумага (32%), школьные товары (23%), бумажно-беловая продукция (17%). Ассортимент компании "Дельта" представляет товары всех перечисленных выше сегментов. На сегодняшний день около 50% всего российского рынка канцтоваров – это продукция, импортируемая из других стран. В структуре разделения импортных канцтоваров лидируют страны Азии – 65%, на втором месте Западная Европа и США – 20%. Но в последнее время наблюдается тенденция к медленному сокращению объема импортируемых товаров, которые занимают существенную долю рынка. Данная тенденция имеет место и при реализации общекорпоративной стратегии компании – с каждым годом доля продукции собственного или контрактного производства на территории России, в том числе выпускаемой под собственным брендом, растет.

Рынок канцелярских товаров насчитывается более 3500 фирм, работающих на нем. Рынок канцелярских товаров в России больше похож на монополистическую конкуренцию с чертами олигополии. На рынке канцелярских товаров действуют следующие участники: производители сырья и материалов, производители готовой продукции, дистрибьюторы или импортеры определенных торговых марок, оптовики, компании, занимающиеся обслуживанием корпоративных клиентов, розничные специализированные магазины, гипермаркеты, супермаркеты и др.

Компания "Дельта" реализует стратегию горизонтальной интеграции, ориентируясь на снижение отпускных цен на продукцию, зависимости от поставщиков и дистрибьюторов, повышение производительности и управляемости логистической системы. Одним из ключевых конкурентных преимуществ является четко отлаженный дополнительный сервис – услуги с добавленной стоимостью (при обслуживании оптовых и розничных компаний) и обеспечение высокого уровня сервиса по стандартным услугам с конкурентной ценой на рынке (рис. 2.19).

Анализируя в сравнении с конкурентами наиболее критичные показатели функционирования цепи поставок (табл. 2.9), можно выявить отставание по большинству значений.

3. Анализ разрывов показателей функционирования цепи поставок.

Исходя из специфики деятельности компании, надежность логистических процессов является одним основных факторов повышения конкурентоспособности компании (см. рис. 2.19). Декомпозируя метрику "Совершенный заказ" во взаимосвязи с декомпозицией основными процессами в цепях поставок, можно определить те проблемные места, которые в наиболь-

Рис. 2.19. Дерево целей компании "Дельта" (фрагмент)

шей степени формируют негативную оценку уровня сервиса (рис. 2.20).

Одним из ключевых бизнес-процессов компании "Дельта", по которому был выявлен разрыв показателя "Совершенный заказ", является процесс выполнения заказов клиентов (табл. 2.10).

Таблица 2.9. Стратегическая карта SCOR-модели (SCOR-карта) компании "Дельта" (фрагмент)

Метрика

Показатель функционирования цепи поставок

Факт

Среднее по отрасли

Конкурент

Лидер

внешние

Надежность ЦП

Совершенный заказ клиентам

90%

88%

97%

98%

Исполнение доставки к определенной дате

90%

75%

87%

95%

Наличие товара на полке (OSA)

70%

80%

85%

н/д

Реакция ЦП

Время выполнения заказа (дни) – корпоративные клиенты

1-4

2

1

1

внутренние

Издержки ЦП

Доля логистических затрат

20%

30%

25%

Н/д

Эффективность управления активами в ЦП

Объем запасов в днях продаж

30

15

30

20

Рис. 2.20. Структура метрики "Надежность цепи поставок"

Наиболее критичные процессы выделены заливкой: это процессы резервирования запасов, определения даты отгрузки (проблемы связаны с наличием необходимого товара при общем высоком уровне запасов) и технологический процесс отбора, комплектации и подготовки к отгрузке заказов на РЦ.

4. Определение мероприятий совершенствования процессов в цепи поставок.

В рамках референтной модели цепи поставок описываются следующие лучшие практики по технологиям складской грузопереработки товаров:

• динамическое моделирование выбора требований по оптимизации труда, затрат и времени;

• автоматическая идентификация;

Таблица 2.10. Доставка складируемых товаров

Элементы процесса

Элементы показателя "Совершенный заказ"

Влияние на показатель

"Совершенный заказ"

D1.1: Обработка запросов, формирование коммерческих предложений

D1.2: Получение, ввод и проверка заказа

D1.3: Резервирование запасов и определение даты отгрузки

Доля выполненных доставок в утвержденные клиентом сроки. Уровень покрытия спроса. Процент заказов, доставленных в полном объеме

D1.4: Консолидация заказов

D1.5: Планирование партии отправок

D1.6: Выбор маршрута отправки

D1.7: Выбор экспедитора и тарифа отправки

D1.8: Получение продукции на склад

D1.9: Отбор и комплектация

Уровень покрытия заказа

D1.10: Упаковка продукта

Процент корректно составленной документации

D1.11: Загрузка транспортных средств, оформление отгрузочных документов, уточнение статуса оплаты и отправка продукции

Точность составления документации.

Исполнение доставки в установленные клиентом сроки

D1.12: Транспортировка товара

Исполнение доставки в установленные клиентом сроки. Процент заказов, доставленных в полном объеме

D1.13: Получение и проверка продукта на складе потребителя

Исполнение доставки в установленные клиентом сроки. Процент заказов, доставленных в полном объеме.

Процент поврежденных при доставке грузов

D1.14: Инсталляция

Процент поврежденных при доставке грузов.

Процент безукоризненных установок

D1.15: Выставление инвойсов

Точность составления документации. Процент безукоризненных инвойсов

• использование скоростных стоек для автоматизированной обработки материалов;

• консолидация (merge-in-transit – объединение-в-транзите);

• волновой сбор;

• кросс-докинг;

• предварительное извещение об отгрузке.

В результате дополнительного анализа системы управления запасами на предприятии были выявлены проблемы относительно инструментов, применяемых менеджерами для планирования запасов, а также связанные с большой вариацией и длительностью цикла пополнения запасов в РЦ и ПС.

5. Оценка эффективности мероприятий совершенствования процессов в цепи поставок компании "Дельта".

Заключительный этап проекта включает анализ альтернатив по критерию общих затрат цепи поставок. Осуществляются оценка рисков проекта; выбор решения по реинжинирингу бизнес-процессов; планирование проекта. На данном этапе применяются методы и инструменты инвестиционного планирования (оценки эффективности инвестиций), структурно-логические модели оценки эффективности операционной деятельности компании (DuPont, EVA и пр.).