Пример деятельности Агентства регионального развития

Агентство территориального развития Кировской области (АТРКО) в форме автономного учреждения было создано в 2010 г. по инициативе правительства региона. Предпосылками такого управленческого решения послужили следующие факторы:

– отсутствие крупных инвесторов и приостановка внутренних региональных проектов;

– снижение объема инвестиций в экономику региона по итогам 2009 г. более чем на 30%:

– пассивный инвестиционный маркетинг региона и несистематизированная работа с инвесторами;

– необходимость снятия административных барьеров для инвестиционной деятельности в регионе;

– необходимость создания единого регионального оператора по работе с инвесторами во всех отраслях экономики.

Кроме того, АТРКО рассматривается региональной администрацией как один из инструментов выполнения Стратегии социально-экономического развития Кировской области.

Цели Агентства:

– организация взаимодействия федеральных органов власти, администрации Кировской области, инвесторов по вопросам развития инфраструктуры Кировской области и реализации инвестиционных проектов;

– сопровождение инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории Кировской области;

– содействие созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в Кировской области;

– улучшение инвестиционной политики региона.

Задачи Агентства:

– подбор инвесторов для строительства инфраструктурных объектов на территории Кировской области;

– проведение исследований по вопросам социально-экономического развития Кировской области, выполнение функций заказчика на проведение научно-исследовательских работ;

– разработка инвестиционных проектов и проведение их согласования, выполнение функций заказчика на разработку технико-экономических обоснований инвестиционных проектов;

– взаимодействие с ответственными исполнителями и заказчиками инфраструктурных проектов на территории Кировской области, выполнение функций заказчика по созданию инфраструктурных и инновационных объектов на территории Кировской области;

– проведение форумов, конференций, круглых столов, семинаров, брифингов на региональном, федеральном и международном уровнях;

– участие в работе организуемых федеральными и региональными органами власти комиссий и рабочих групп по вопросам социально-экономического развития Кировской области;

– сопровождение инвестиционных проектов в режиме "одного окна";

– проведение тендеров и аукционов на привлечение конкурентоспособных отраслевых организаций;

– развитие инфраструктуры промышленных зон, индустриальных парков и технопарков;

– содействие развитию государственно-частного партнерства;

– создание единого реестра инвестиционных площадок, проектов, территорий, инноваций Кировской области.

Степень самостоятельности, а отчасти и эффективности деятельности АРР во многом зависит от организационно- правовой формы и, соответственно, их прав и обязанностей. Следует отмстить, что набор используемых организационных форм АРР, создаваемых региональными и муниципальными администрациями, очень разнообразен: от государственных учреждений до фондов и некоммерческих партнерств. Создание последних, как правило, осуществляется совместно с бизнесом, что придает деятельности агентств более конструктивный и результативный характер. При использовании организационно-правовой формы "государственное учреждение" агентство чаще становится просто придатком административных структур, реально не ориентированным на выполнение декларируемых функций за рамками деятельности, традиционно выполняемой органами управления региона или муниципалитета.

В числе задач АРР, направленных на выполнение общественных функций, поддерживаемых из бюджетных и иных источников, можно указать:

– проведение социально-экономических исследований по вопросам развития региона, маркетинга территории, а также выполнение функций заказчика на выполнение научно-исследовательских и прикладных работ подобного рода;

– согласование инвестиционных проектов, выполнение функций заказчика на разработку технико-экономических обоснований инвестиционных проектов;

– создание регионального реестра инвестиционных проектов, территорий и пр.;

– подбор инвесторов для реализации приоритетных инвестиционных проектов, прежде всего связанных с объектами общественной инфраструктуры;

– комплексное сопровождение инвестиционной деятельности от формализации замысла до мониторинга фактической реализации проекта;

– содействие развитию инфраструктуры промышленных зон, технопарков, жилых зон и пр.;

– содействие государственно-частному партнерству в сфере регионального развития.

Коммерческая деятельность агентств состоит в консультировании и разработке бизнес-планов, проектно-сметной документации, технико-экономических обоснований инвестиционных проектов; проведении маркетинговых исследований; экспертизе инвестиционных проектов частных инвесторов; консультировании по вопросам прохождения процедуры согласования документов при реализации инвестиционных проектов; оказании услуг по реализации проектов и пр.

Несмотря на имеющие место проблемы и недостатки работы, российские АРР способствуют формированию конструктивного взаимодействия власти и бизнеса на региональном и муниципальном уровнях.