Применение ассоциативной теории в педагогической практике

В рамках ассоциативной психологии учеными были выработаны многочисленные рекомендации как для работников образования, так и для родителей. С точки зрения ассоциативных психологов, одной из задач, стоящих перед развивающимся человеком, является необходимость накопления различных впечатлений и стремления к тому, чтобы эти впечатления были правильными. Правильность впечатления означает, что в состав образа одного объекта не следует включать впечатления о другом объекте. Кроме того, эти впечатления должны быть связаны с нужными словами. Таким образом, для правильного развития ребенку необходимо обеспечить два главных условия: его внимание следует сосредотачивать только на тех впечатлениях, которые соответствуют свойствам данного объекта, и точно называть объект, которому соответствуют эти впечатления. Если ребенок что-то называет неправильно, то одной из основных причин считается его невнимательность.

Психологи полагали, что внимание легче обеспечить, когда объекты предельно просты. Поэтому путь развития сознания ребенка представлялся как путь развития от простого к сложному.

Согласно ассоциативной позиции ребенку не нужно давать слишком сложных впечатлений. Чем младше дети, тем проще следует предлагать им материал для освоения.

Педагог, с точки зрения ассоциативных психологов, обязан уметь систематизировать материал, отбирать самые наглядные, доступные детскому вниманию примеры и добиваться того, чтобы полученные от этих образцов впечатления формировали правильные представления о них. Для достижения максимального эффекта педагогам необходимо следить, чтобы все дети были сосредоточены на предлагаемом материале. При этом у детей надлежит устанавливать определенную связь между словом (названием материала) и качествами этого материала. Проверить эту связь можно с помощью вопросов, а устанавливать связь можно в процессе многократного повторения, причем повторения вслух с группой детей.

С целью привлечения детского внимания осваиваемый материал должен быть более ярким по сравнению с другими объектами, поэтому перед глазами не должно быть у детей ничего лишнего, отвлекающего внимание: столы необходимо освободить от посторонних предметов, а педагогу одеться неярко и по возможности эмоционально ровно общаться с детьми. Кроме того, следует использовать ряд вспомогательных средств: указку (для управления вниманием детей), схемы (для выделения наиболее важных свойств объектов), чтобы ребенок мог сосредотачивать на них свое внимание. Детям во время занятия запрещается отвлекаться на что-либо постороннее. Поэтому занятия типа мозаики, конструирования и рисования, по мнению ассоциативных психологов, наиболее важны для развития детского внимания и должны входить в систему дошкольного образования.

Выработанная ассоциативной психологии система требований постепенно оформилась в так называемую традиционную систему образования.

Главные признаки этой модели – расположение материала в логике "от простого к сложному", "от наглядного к абстрактному" и т.д. Все многообразие действительности разделено на три группы объектов: числа, геометрические формы и слова. Ассоциативные психологи полагали, что эти группы объектов характеризуют наиболее важные отношения между элементами действительности, поскольку все знание можно было представить либо в системе количественных отношений (например, количество ног у животного), либо в системе геометрических форм (различные формы тела животного), либо в системе понятий ("млекопитающее").

Числа, формы и слова осваивались не сразу. Форма разлагалась на простые элементы, такие как линия, круг, треугольник, квадрат; числа разлагались на единицы (например, число пять состоит из пяти единиц); слова – на буквы (если слово передается письменно) или на звуки (если оно передается устно). Когда ребенка знакомили с буквами, то, в свою очередь, буква разлагалась на геометрические элементы (палочки, крючочки). Таким образом, ребенок сначала осваивал простейшие элементы, а затем переходил к более сложным.

Традиционная система образования была достаточно эффективной, рассчитанной на относительно стабильную, малоподвижную реальность. Главное, она была сравнительно дешевой, поскольку предполагала классно-урочную систему обучения.

Многие положения ассоциативной позиции были воплощены в системе Марии Монтессори. Заслугой М. Монтессори является разработка образовательного процесса для детей с умственными трудностями развития в возрасте от трех до шести лет. Она полагала, что для этого возраста очень важно, чтобы у детей развивались различные ощущения, речь и двигательные навыки. Система Монтессори основана на специальных материалах, разработанных ею для обучения детей. Материалы представляют собой наборы различных объектов, с которыми может взаимодействовать ребенок. Например, в качестве материала выступали образцы различных тканей: шелк, бархат и т.д. Дети могли ощупывать образцы, что способствовало формированию точного образа соответствующего материала. Таким образом, материал в системе Монтессори воспроизводил одну из главных идей ассоциативной психологии: внимание к объекту можно повысить, если ребенок будет взаимодействовать с ним руками. Психолог исходила из того, что дети должны получать максимально разнообразные ощущения и правильно обозначать их с помощью слов. Для этого она подбирала такие задания, которые, с одной стороны, позволяли детям длительно сосредотачиваться на объектах (как, например, раскладывание цилиндров по соответствующим отверстиям), а с другой – дополнялись словесным обозначением получаемых ребенком впечатлений.

Особенность системы Монтессори состояла в том, что дети могли достаточно точно вычленить получаемое впечатление. При этом в значительной степени они делали это самостоятельно, а взрослый, следуя за действиями ребенка, тактично помогал ему оформить результат в речи. Монтессори полагала, что уже в возрасте четырех лет важно обучить детей письму и чтению, для чего она использовала технику письма пальцем на экране из песка. Здесь точно так же прослеживается идея ассоциативной психологии: тактильные ощущения, возникающие в результате соприкосновения с объектом, позволяют ребенку удерживать внимание. Кроме того, Монтессори специально тренировала у детей различные навыки в логике "от простого к сложному". Например, навык завязывания шнурков осваивался постепенно: сначала дети выполняли шнурование на специальных приспособлениях и только потом переходили к шнурованию ботинок. Монтессори считала, что педагог должен приспосабливаться к возможностям ребенка и его интересам. Если педагог сможет выявить главный интерес ребенка в данный момент, то он сможет подобрать ему соответствующий материал, над которым ребенок будет сосредоточенно работать и развивать свои навыки в последующем.

Мария Монтессори также уделяла большое внимание взаимодействию детей с природными объектами. Она считала, что, например, уход за растениями и животными способствует развитию чувства ответственности у детей. Таким образом, приложение идей ассоциативных психологов в системе М. Монтессори состоит в том, что она резко усилила роль ощущений в образовательном процессе, реального взаимодействия с объектами, уделила много внимания развитию речи и письма, а также развитию детской произвольности, которую она понимала как концентрацию ребенка на том или ином виде занятий.