Лекция 6. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• зачем нужна прикладная этика;

• как прикладная этика соотносится с фундаментальной этикой;

уметь

• анализировать различные виды прикладной этики;

владеть

• навыками анализа конкретных социальных ситуаций с позиции нравственности.

Прикладная этика

Одно из важнейших разграничений в этике – разделение на теоретическую и нормативную области. Теоретические знания образуют науку о морали, описывающую и выясняющую происхождение, функции и исторический смысл моральных феноменов. Другая основная область – этика нормативная, называемая также собственно этикой либо просто этикой. Она формулирует предписания, запреты и моральные оценки, определяет желательный образ морали, осуществляет оценку моральных фактов, строит кодексы и моральные образцы. В этой области этической рефлексии выявляются значительные методологические трудности, связанные с обоснованием нормативных и оценочных высказываний, что привело в настоящее время к обособлению новой области – метаэтики. Все это определяет и масштаб преподавания, которое должно охватывать как описательно-аналитические, так и нормативно-оценочные и методологические проблемы этики. Сложность процесса преподавания последней усугубляется также тем, что вследствие разнородности направлений в этике знакомить с нею слушателей можно разными способами, например, излагать исторический или современный материал, не останавливаясь на нормативной оценке специально.

Ущерб нам причиняют реальные люди, конкретные корпорации, но ненавидим мы всегда собственные фантомы, порожденные страхом за свое имущество, за свое здоровье и свое достоинство.

А. С. Пушкин писал: "Что пройдет, то будет мило". Русский народ до сих пор не забыл, конечно, как в 1812 г. "Москва, сожженная пожаром, // Французу отдана", но "корсиканское чудовище" через сравнительно непродолжительное время после этого перестало вызывать ненависть даже в России, и уже автор "Бородино" М. Ю. Лермонтов считал Наполеона великим героем. Такая забывчивость исторически целесообразна. Она препятствует образованию вулканов ненависти, извержение которых уничтожило бы все живое. В начале нашей эры была предпринята гениальная попытка остановить эскалацию ненависти. В противовес принципу "око за око" в Нагорной проповеди прозвучали слова: "Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас". Это – золотое правило нравственности, которое провозглашалось еще в Ветхом Завете. О нем говорили Конфуций, древнеиндийский эпос "Махабхарата", Будда, Гомер, Фалес. На нем строил свою этику великий Кант.

"Золотое правило нравственности" – одна из важнейших общечеловеческих ценностей. Такое утверждение не опровергается тем, что далеко не все люди следуют этому правилу, как и тем заповедям, которые на нем основаны. Однако если бы никто их не выполнял, человечества давно бы уже не существовало. Без нравственных идеалов человек превращается в зверя и даже хуже: у зверя имеются инстинкты, спасающие его от самоуничтожения.

Сегодня многие исследователи критикуют Канта за то, что он создал вариант абсолютистской этики. Смысл этой критики состоит в том, что жизнь, социальная практика разнообразны и неожиданны и далеко не всегда можно руководствоваться только отвлеченными моральными рассуждениями. Этика становится непрактичной. Эксперты много рассуждают о том, как должна выглядеть в идеале этическая теория. Главным образом предполагается рассмотрение конкретных жизненных ситуаций. "Какой смысл в этике, если ее рекомендации ситуативно индифферентны или, иными словами, этика не практична? По-видимому, в случае названных выше конфликтов обязанностей нельзя дать универсальных решений. Это должны быть ситуационно и индивидуально релевантные решения. Можно сказать, что здесь вступает в силу прикладная этика, одним из предметов которой и является не “индивидуально-массовое поведение” (по выражению О. Г. Дробницкого), как обстоит дело в моральной философии, а индивидуально-ситуационное поведение. Другой вопрос, насколько этика в ее современном виде уже готова к такого рода анализу"[1].

Действительно, бурное распространение прикладной этики в сфере как исследований, так и образования имеет свои социальные, нормативные и духовные предпосылки. Р. Г. Апресян показывает, что развитие прикладной этики вызвано изменениями социальной ситуации и направлено на осмысление возможностей их ценностно-нормативной компенсации. Мораль получает конкретное выражение в исторически различных обществах, рождаются партикулярные (профессиональные, корпоративные) моральные практики. Они испытывают дифференциацию самого этического знания в форме различных видов прикладной этики. Это опыт философствования в условиях сложных и разрозненных общественных устройств.

Допустим, в конкретной фирме есть кодекс правил, согласно которому работники не должны выстраивать любовные отношения в своем коллективе или обязаны сообщать руководителю фирмы обо всех замеченных ими проступках других членов этого сообщества. Искать ответ на эти вопросы у Канта трудно. Здесь вступает в силу прикладная этика, рассматриваемая как область теоретического (т.е. теоретического и внутренне обоснованного) знания, практических разработок – консультирования, экспертизы, проектирования. Предметом этих разработок являются профессионально и предметно определенные отношения, в которые вступают люди, осуществляя различные формы деятельности, этос, этический режим (когда он есть), а также те социокультурные условия, в которых эта деятельность реализуется, и те социальные институты, посредством которых обеспечивается действенность этического режима[2].

Перемены в понимании природы моральной ответственности (ее субъекта и объекта), роли взаимности и морали, смысла самоценности, а соответственно и моральной значимости происходят в прикладном нормативно-этическом мышлении, но теоретически осмысляются и осваиваются в философии морали.