Лекция 18. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

Прикладная этика является самым популярным видом современной моральной теории. Более того, можно утверждать, что сама этика как философия морали преимущественно существует в данной форме. Под прикладной этикой принято понимать интеллектуальные практики, вращающиеся вокруг обсуждения наиболее спорных, часто драматических дилемм окружающей действительности, неразрешимых с точки зрения обычного прагматического расчета. Две из таких дилемм мы разбирали в предыдущем повествовании – ложь и насилие. Оказалось, что с точки зрения возможности нравственного обоснования данных явлений обе противоположные точки зрения могут быть достаточно надежно аргументированы, а спор на эту тему может длиться бесконечно. Однако обе рассмотренные ситуации касаются преимущественно личного выбора человека. А если бы в них вмешалась профессиональная точка зрения или интерес какой-либо корпорации? Например, вспомним рассуждение о лжи. Немало людей, имеющих отношение к информационным потокам, стали бы доказывать, что обман очень часто бывает оправданным. Представитель бизнес-корпорации также бы отстаивал свое право искажать информацию в целях получения выгоды. Но в любом споре существует еще одна сторона – самой человечности, которая не желает быть потребителем лжи.

Прикладная этика возникла именно как свободная дискуссия, в которой могут высказаться все стороны, в том числе и сама мораль. Но главное, этот спор ведется таким образом, чтобы над возможным решением конфликтной ситуации не довлел авторитет ни одной из сторон. Так, в этой ситуации точка зрения профессионала не ценнее, чем обычного человека, ибо наиболее широкие следствия из предлагаемых решений может увидеть не узко профессиональный взгляд, а консолидированное мнение всех заинтересованных участников. По большому счету, приглашая к диалогу, прикладная этика занимает точку зрения самой морали, т.е. стремится защитить веками сложившиеся представления людей об идеальных, подлинно человеческих отношениях. Поэтому в отличие от профессиональных и корпоративных образцов она не построена в виде кодексов и деклараций. Прикладная этика – в принципе не нормативна, поскольку ситуации, которые она обсуждает, нельзя решить с помощью следования одному, пусть даже очень хорошему, требованию. Другое дело, что по итогам обсуждения может родиться конкретное правило, но его закрепление (законодательное и корпоративное) – дело других практик. Данный вид этического рассуждения исходит именно из представлений об абсолютных моральных ценностях, и с этих позиций она ведет спор, желая ограничить одномерный прагматический взгляд на порядок вещей.

Методика работы прикладной этики достаточно проста. Ей важно понять позиции всех сторон, выслушать их аргументацию, разобраться в причинах конфликта, но главное – наладить диалог между конфликтующими сторонами, а также теми, кто желает оказать помощь в его разрешении. В отличие от двух выше рассмотренных стилей этики она вообще не стремится что-либо регулировать. Ее работа – найти наиболее приемлемое на данный момент решение. Тем более, в отличие от корпоративного регулирования, ей нс требуется применять и обосновывать санкции.

Прикладная этика появляется во второй половине XX в. Можно отметить три существенных условия, определивших ее рождение и последующее развитие. Во-первых, она стала логичным развитием гуманистической линии западной философии, утверждавшей высшую ценность личности и ее прав. Немалую роль тут сыграл обсуждавшийся ранее аксиологический поворот в науке, оградивший достоинство людей от бесчеловечных экспериментов. Кроме того, по итогам разгула милитаризма и тоталитарных идеологий западная философия решительно поставила вопрос о нравственном неприятии многих форм насилия, в том числе и тех, которые будто бы осуществляются в интересах человека. Например, на протяжении всей истории человечества считалось, что смертная казнь, назначаемая судом от имени государства, является справедливым и поэтому нравственно допустимым возмездием за преступление. И только в XX в. развернулось серьезное общественное движение против смертной казни, видевшее в ней не проявление справедливости, а узаконенную возможность группы властьпридержащих расправиться с любым неугодным гражданином. Итогом движения стала отмена этого вида наказания в большинстве стран мира.

Вторым условием появления прикладной этики следует назвать научно-технический прогресс, породивший высокотехнологичные изобретения, которые проблематизировали многие сущностные характеристики жизни личности. Так, в связи с появлением реанимации и паллиативной медицины[1] возникли сомнения насчет того, где заканчивается жизнь и начинается смерть. Так как речь идет о самом важном аспекте человеческого существования, то изначально интерес прикладной этики был сосредоточен в основном вокруг остро дискуссионных вопросов медицинской практики. В этой связи на первый план выдвигались следующие затруднения. Если сама жизнь является неотъемлемым правом, то где проходят границы биологической жизни и кто в праве принимать решения об этих границах? Можно ли утверждать, что есть такие специалисты, способные принять ответственное решение о конце жизни и наступлении смерти? И можно ли сказать, что такое решение всегда будет в интересах общества, самого человека и его родственников? Все эти вопросы определили развитие биоэтики, а вслед за ней и других отраслей прикладного этического знания.

Помимо них расширение и усложнение профессиональных практик привело к осмыслению их нравственных основ, в результате чего появились новые ответвления прикладного этического знания, например юридическая, хозяйственная, журналистская, компьютерная этика. Казалось бы, они повторяют профессиональную этику, но дело в том, что проблемы, существующие в их недрах, затрагивают их взаимодействие с другими областями деятельности, а также с простыми людьми как потребителями услуг этих практик.

Наконец, следует отметить еще одну причину, которая редко попадает в поле зрения исследователей. В современном мире огромную роль играют так называемые процессы глобализации, когда деловая активность крупных организаций осуществляется в масштабах всего мира. Это движение сопровождается унификацией различных видов деятельности, стиранием национальных, культурных, политических и иных различий. Можно утверждать, что указанные процессы также существенно влияют на условия жизни человека. Личность, обитающая в пространстве западной культуры, оказалась фактически насильно отделена от круга традиционных ценностей (национальная культура, родная земля, семья, труд на благо общества) и стала трактоваться в ряде социальных доктрин как лишенный особенностей атом, сведенный к функции потребления различных благ. Поэтому этика как гуманистическая традиция столкнулась с задачей обоснования человеческой индивидуальности, вырастающей из нравственной ориентации в мире. Здесь просматривается другая область исследований прикладной этики, вытекающая из серьезного конфликта между обезличивающими процессами глобализации и уникальностью личности, неповторимости каждой жизненной ситуации, в которой она находится. Так, из противоречий между политической активностью, порождаемой интересами социальных элит, и зависящих от непонятных им решений индивидов рождается политическая этика. Из-за стремительного роста инфраструктуры городов и огромного ущерба, наносимого этими процессами окружающей среде, происходит экологическая этика. Чрезвычайно интересным представляются исследования, порожденные неограниченным расширением сетевых ресурсов и связанных с ним моральных проблем. Это направление иногда принято называть обобщенным понятием "Интернет-этика".