Приемы воспитания

Наряду с методами в воспитательной практике широко используются приемы воспитания. Прием – это педагогически оформленный акт взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи. Прием – элемент метода. Приемы помогают существенно разнообразить методы воспитания. Применяются приемы как самостоятельно, так и в сочетании с различными методами. Так, к примеру, метод внушения мы можем сопроводить психологическим поглаживанием, дополнить скрытой инструкцией, усилить поучительной историей. Педагогические ситуации открыты для поиска новых вариантов решений, поэтому не представляется возможным перечислить все имеющиеся в педагогическом арсенале приемы. Остановимся на наиболее распространенных в педагогической практике приемах.

Активное слушание. Способ взаимодействия, основанный на умении педагога настраиваться на эмоциональную волну ребенка (слушать и слышать его), стремлении понять его чувства и ненавязчиво предложить помощь. Условием успешного применения данного приема является стремление воспитателя войти в зону переживаний ребенка и озвучить его чувства: "Я вижу, что ты расстроен. Я могу тебе помочь?" Недопустимо небрежное отношение к тому, что стало для ребенка предметом переживаний. К примеру, если ребенка расстроила ссора с другом, неудачной фразой будет: "Нашел о чем расстраиваться!" Не стоит навязывать ребенку свою помощь, если он об этом не просит. Своим невмешательством воспитатель сообщает: "Ты справишься сам!" Следует помнить, что педагог не должен присваивать себе все эмоциональные проблемы ребенка, иногда воспитанник должен сам найти выход из сложившейся ситуации. Но у ребенка должно оставаться ощущение, что его не оставят наедине с проблемой и при необходимости окажут помощь.

Великодушное прощение. Способ основан на проявлении милости в отношении определенной вины воспитанника. Если бы ребенок за каждую свою маленькую и большую вину нес адекватное наказание, жизнь его превратилась бы в сплошной кошмар. Прощая, воспитатель осознает, что воспитанник пока не может вести себя иначе. Но прощение не означает, что и в дальнейшем воспитанник может делать что угодно. Воспитатель должен поднимать планку воспитаннику, обозначая четко, к чему тот должен стремиться.

Договор. Это взаимовыгодное соглашение. Заключая соглашение, важно учитывать интересы двух сторон. Ограничения должны быть предусмотрены также для двух сторон. Например: "Давай договоримся, ты гуляешь с собакой, а я ее кормлю". Данный прием будет действовать только в том случае, когда обе стороны добровольно берут на себя те или иные обязательства и выполняют их. Преимущества данного приема в том, что ребенку отводится роль равного участника воспитательного процесса.

Естественные последствия. Применение данного приема дает ребенку возможность почувствовать последствия своего поступка. Сломал – почини, загрязнил – постирай, потерял – обходись без нужной вещи и т.д. В этом случае устраняется наказание со стороны воспитателя за содеянное. Наказывает за разрушительное поведение сама ситуация. Ребенок легко понимает справедливость последствий, которые он сам должен устранять. Прием достаточно эффективен, но следует помнить, что ребенок не имеет меры в самом себе и опыт, который он приобретет, может потребовать от него серьезных лишений.

Замена действия. Очевидно, что дети время от времени осуществляют действия, которые становятся по какой- либо причине нежелательными для окружающих (шумят, хватают, дергают, черкают и т.д.). Бесконечные запреты непродуктивны для развития воспитательных отношений. Педагогически более целесообразно предложить ребенку привлекательную замену его разрушительным действиям. Например, порисовать новым фломастером на большом листе, вместо того чтобы черкать на стенах.

Лишение дружеского расположения (любви, ласки). Дети, как правило, дорожат хорошими отношениями с родителями (воспитателями) и испытывают потребность в дружбе со взрослыми. Если воспитательный процесс осуществляется в атмосфере любви и ласки, то дети остро чувствуют, когда но какой-то причине лишаются такого расположения (ребенку не улыбаются, его не гладят, с ним не обсуждают планы и т.д.). Детям непременно хочется вернуть доброе расположение.

Предложение выбора. Прием основан на мягком преодолении сопротивления воспитательному влиянию. Когда осуществляется жесткое давление, всегда возникает желание этому воспротивиться. Предоставление выбора оставляет за личностью право на самостоятельное решение. Выбор не должен предполагать отказ от выполнения требований по типу: "Хочешь делай – хочешь не делай". Выбор предполагает выполнение требований, но с учетом личных обстоятельств. Важно предложить равноценные варианты: ты будешь мыть посуду или прибирать игрушки?

Просьба. Предполагает обращение к личности, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, какое-либо желание просящего. Обращаясь с просьбой, воспитатель рассчитывает на то, что воспитанник будет готов проявить чувствительность. При этом тот, кто высказывает просьбу, изначально должен быть готов к отказу. Полезно в случае отказа использовать позитивную инструментовку (оправдание отказа), что позволит сохранить лицо и просителю, и тому, к кому обращаются с просьбой. Совершенно недопустимо просьбу дополнять приказом.

Прояснение позиций. Прием основан на четком, ясном изложении своего отношения к поступку или поведению. Это может звучать так: "Я никогда не соглашусь с тем, что можно брать и тратить общие деньги по своему усмотрению без согласования". Применение данного приема исключает дискуссию или спор. Когда возникает какой-то соблазн, воспитанник четко знает, как к этому отнесется педагог или родитель. У него нет возможности тешить себя иллюзией, что можно оправдать свое поведение. Он понимает, что если поддастся соблазну, то получит в лучшем случае неодобрение.

Психологическое поглаживание. Дает человеку ощущение комфорта, снимает психологические зажимы и делает открытым для продуктивного взаимодействия. Человеку крайне важно ощущать, что он любим, что его принимают. Психологическое поглаживание может выглядеть так: "Я рада тебя видеть!"; "У тебя прекрасно получилось!". Психологическое поглаживание должно сопровождаться позой интереса, доброжелательной улыбкой. Психологическое поглаживание можно использовать и в целях манипуляции.

Разрешение запрещенного. Опутанный большим количеством правил, ребенок ощущает себя под постоянным контролем. Удержаться в системе запретов крайне тяжело, поэтому, даже если воспитатель последователен в своих воспитательных требованиях, иногда (если этого требует ситуация) можно разрешить то, что находилось под запретом: съесть всю коробку конфет, не спать всю ночь, выругаться и т.д. Такой прием действует как шоковая терапия, поэтому от педагога требуется высокое чувство меры, интуиция, чтобы разрешение запрещенного не выработало новую норму. Смысл данного приема заключается в том, чтобы, попробовав запрещенное, воспитанник сам сознательно от него отказался.

Разрыв контакта. Прерывая контакт, воспитатель четко и категорично излагает свою позицию на поведение воспитанника. Воспитанник признается ответственным за содеянное, и разрыв контакта является формой защиты педагога от произвола воспитанника. "С этого момента я не слышу твои просьбы". Эта крайне жесткая форма приемлема, если более мягкие меры не действуют. Такой прием окажет свое действие, если воспитанник на самом деле стремится к общению и разрыв контакта будет им переживаться как значимое событие.

Скрытая инструкция. В случае, когда воспитанник не может или не хочет найти верное решение, а прямое указание будет воспринято им неодобрительно, данный прием помогает снять внутренний конфликт и направить активность личности на поиск продуктивных вариантов решения. Скрытая инструкция выглядит так: "Я в таких ситуациях обычно..."; "Я слышал, что можно использовать такой прием...". Скрытая инструкция – это завуалированная помощь ребенку. Педагог в данном случае не углубляется в убеждения и разъяснения необходимости выполнения того или иного действия, а ненавязчиво подсказывает конкретные шаги, вариант дальнейшего поведения, оставляя при этом окончательный выбор поведения за ребенком.

Составление схемы проблемы. Прием основывается на типичности многих жизненных ситуаций. Человек, который находится внутри той или иной ситуации, не может объективно ее оценить, поскольку подвержен эмоциям. Составление схемы проблемы помогает освободиться от излишних переживаний, что способствует появлению здравого смысла. Это уже является началом поиска продуктивного пути решения проблемы.

Тайм-аут (пауза). Часто бывает так, что в данный момент воспитанник не готов воспринять те требования, которые ему предъявляются, не может оценить адекватно свои действия. Педагог, осознавая справедливость своих требований, может "стучать в закрытую дверь", а может и дать воспитаннику время самому осознать свое поведение. В данном случае подойдет, например, такая фраза: "Мы поговорим об этом завтра". Тем самым педагог четко выражает свое негативное отношение к поведению воспитанника, дает понять, что он не намерен сдавать свои позиции, но при этом не желает иное разрешение ситуации. Иногда самому педагогу нужно время, чтобы вернуть самообладание, осмыслить ситуацию, чтобы разговор с воспитанником был продуктивным.

Третейский суд. Основан на признании сложности ситуации и обращении за помощью к авторитетному для обеих сторон лицу. Мнение данного лица должно безоговорочно признаваться каждой стороной. Так, дети в ссоре часто обращаются к взрослым. В отношениях между воспитателем и воспитанником функцию третейского судьи может выполнить и другой педагог, и случайный прохожий, и учебная группа. Например: "Давай спросим ребят, что они скажут". От воспитателя зависит то, насколько правильно будет выбран третейский судья. Применяя данный прием, воспитатель должен быть готов принять мнение посредника даже в том случае, если это мнение будет расходиться с его собственной оценкой ситуации.

Угашение. Мы часто ненароком подкрепляем нежелательное поведение, например, излишне эмоционально реагируем на хныканье ребенка. Угашение основывается на неподкреплении – ни положительно, ни отрицательно – нежелательного поведения. В каком случае это уместно?

Это нормально, если пятилетний ребенок жалуется воспитателю на других детей, с возрастом это пройдет. Просто не стоит по поводу любой жалобы устраивать подробные разбирательства и тем более хвалить жалобщика за проявленную бдительность.

Устранение соблазнов. Прием основан на освобождении воспитанника от проблемы выбора. Когда, предположим, ребенок должен соблюдать диету, ему достаточно сложно самому отказаться от вредных вкусных продуктов. Облегчает ситуацию отсутствие в доме таких продуктов. Это снимает тревожность и излишнюю напряженность.

"Я-сообщение". Основывается на том, что воспитатель говорит о своих чувствах от первого лица. Важно говорить о себе, о своем переживании, а не о поведении ребенка: "Я расстроена"; "Я очень рада"; "Я удивлен". По сути дела, мы заменяем привычное "Ты-сообщение", которое обычно звучит так: "Ты мне мешаешь!", – на "Я-сообщение": "Мне сложно объяснять в таком шуме". Преимущества замены "Ты-сообщения" "Я-сообщением" заключается в том, что воспитанник не ощущает себя обвиняемым. "Я-сообщение" позволяет установить более открытые и доверительные отношения. Воспитателю важно помнить о своих интересах: он имеет право на отдых, на личное время, на уважительное отношение.

Для построения продуктивных отношений важно не только уметь пользоваться приемами, принципиальное значение имеет позиция воспитателя. Педагог должен быть настроен на диалог с воспитанником, стремиться раскрыть его жизненные силы, оказать необходимую помощь и поддержку.