Приемка

Условие о порядке приемки товара представляет собой сложный комплекс прав и обязанностей сторон, связанных с принятием, осмотром, проверкой соответствия исполнения условиям договора. Большинство судебных споров по исполнению договоров связано именно с приемкой. То, как будет согласован порядок приемки, крайне важно для обеих сторон контракта, поскольку, рассматривая исковые требования, например покупателя, связанные с нарушением поставщиком условий договора о количестве, качестве, ассортименте, комплекте и комплектности товара или о таре и упаковке, суд обязательно устанавливает, правильно ли был принят товар и можно ли было обнаружить недостатки товара в сроки, отведенные на его приемку.

Общий порядок приемки, как правило, включает в себя:

1) совершение заказчиком действий, необходимых для принятия и разгрузки товара (например, п. 2 ст. 484, п. 1 ст. 513 ГК РФ);

2) осмотр и проверку товара на соответствие условиям договора по количеству, качеству, ассортименту и другим характеристикам (например, п. 2 ст. 513 ГК РФ);

3) предъявление претензий исполнителю относительно несоответствия исполнения условиям договора (например, п. 1, 2 ст. 483 ГК РФ).

Конкретные процедуры, сроки, порядок составления документов при приемке и другие вопросы принятия товара оставлены на усмотрение сторон. Соответственно, стороны для согласования порядка приемки должны определить, какие способы и процедуры они будут применять.

Существует несколько способов согласования сторонами контракта порядка приемки. Так, порядок приемки может быть установлен:

— нормативными правовыми актами;

— в локальном акте одной из сторон договора, приложенном к договору;

— в самом договоре;

— может быть установлен смешанный порядок приемки исполнения. Проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, или договором купли-продажи (п. 1 ст. 474 ГК РФ).

В настоящее время обязательные требования к процессу производства и реализации, в том числе приемки товаров, определяются техническими регламентами (абз. 25 ст. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании"). Требования к порядку приемки товаров содержатся также в государственных стандартах (например: ГОСТ 31339—2006 "Рыба, нерыбные объекты и продукция из них. Правила приемки и методы отбора проб", ГОСТ 10632—2007 "Плиты древесно-стружечные. Технические условия").

Государственные стандарты признаны в настоящее время национальными стандартами (постановление Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 № 4 "О национальных стандартах Российской Федерации"). Следует учитывать, что в соответствии с абз. 22 ст. 2, 15 Федерального закона "О техническом регулировании" национальные стандарты применяются в добровольном порядке. Однако до принятия технических регламентов национальные стандарты подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям, определенным в п. 1 ст. 46 Закона .

Ранее обязательность требований ГОСТ к порядку приемки товаров была предусмотрена также п. 1 ст. 474 ГК РФ. Однако Федеральным законом от 19.07.2011 № 248-ФЗ в ст. 474 ГК РФ были внесены изменения, которыми было исключено указание на ГОСТ, как устанавливающие обязательные требования к приемке товара по качеству.

Кроме того, обязательные правила приемки товара и проверки его качества могут быть установлены иными нормативными актами и документами, утвержденными федеральными органами государственной власти, как например:

- Инструкция но контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденная приказом Министерства энергетики РФ от 19.06.2003 № 231;

- Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369;

- Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370. Обязательность этих правил для участников гражданских правоотношений обусловлена следующим. В соответствии с п. 3 ст. 454 ГК РФ особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами. Применительно к лому и отходам черных и цветных металлов таким законом является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В силу п. 3 и 4 ст. 13.1 указанного Закона правила обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством РФ. Согласно п. 4 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права могут содержаться в постановлениях Правительства РФ. Таким образом, данные правила обязательны в том числе для сторон договора поставки.

Если приемка товара по качеству регулируется актами, обязательными к применению, иной порядок приемки в договоре установить нельзя (абз. 2 п. 1 ст. 474, абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). В этом случае в договоре рекомендуется сделать ссылку на такие акты, чтобы стороны знали о своих правах и обязанностях, связанных с приемом-передачей исполнения, поскольку в силу ст. 422 ГК РФ они не вправе применять порядок приемки товара, согласованный в договоре, если он противоречит закону или иным правовым актам.

Также следует учитывать, что если в договоре не указан нормативный правовой акт, обязательный к применению при приемке, то заказчик несет риск нарушения установленного нормативными документами порядка приемки. Документы, составленные в процессе такой приемки, не будут признаны доказательством поставки товара, не соответствующего договору.

Кроме того, стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка товара производится в соответствии с нормативными документами, которые не являются обязательными в силу указания закона, но могут применяться добровольно по соглашению сторон.

В настоящее время распространено применение для согласования приемки товара по количеству, качеству и комплектности Инструкции, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6 (приемка по количеств)'), и Инструкции, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7 (приемка по качеству, комплектности). Необходимо учитывать, что согласно указанным Инструкциям применение ГОСТ при приемке обязательно. Поэтому если стороны предусмотрели в договоре приемку товара в соответствии с указанными

Инструкциями, они обязаны при принятии товара соблюсти требования национальных стандартов (ГОСТ).

Ссылаясь в договоре на Инструкции, следует иметь в виду, что они содержат довольно детальный порядок приемки. Поэтому необходимо также детально с ними ознакомиться и понять, исполним ли этот порядок в рамках конкретного договора. Несоблюдение правил Инструкций может стать основанием для отказа в удовлетворении требований, связанных с нарушением другой стороной обязанностей по договору. Так, приобретатель не сможет отказаться от оплаты товара, ссылаясь на его ненадлежащее качество.

Надо учитывать, что если контрагенты планируют работать по указанным Инструкциям, это целесообразнее делать по всем или по большинству заключенных контрактов, так как процедура исполнения положений данных Инструкций крайне сложна, но обеспечивает практически стопроцентно качественную приемку. Однажды выработав порядок реализации положений данных Инструкций, впоследствии будет значительно легче его исполнять и не допускать ошибок. Например, для исполнения таких требований в начале каждого календарного года приобретателю необходимо утверждать перечень лиц, выступающих при приемке сторонними свидетелями. Обычно несоблюдение такого требования влечет за собой недействительность претензий по качеству, выявленных в результате такой приемки.

Очевидно, что если договором не предусмотрено применение к порядку приемки нормативных документов, не являющихся обязательными, то стороны не вправе ссылаться на порядок приемки, установленный в указанных документах.

Самым юридически и технически безопасным и легко реализуемым является написание собственного порядка приемки исполнения. Если стороны хотят осуществлять приемку по индивидуальному порядку, его необходимо самостоятельно разработать и включить в договор. Кроме того, одна из сторон может разработать свой постоянно применяемый порядок приемки и прикладывать его к каждому договору, который заключает. Если он будет являться приложением к контракту или в контракте будет дана ссылка на место его размещения (например, сайт контрагента, информационный стенд и т.д.), то такой порядок будет применяться в качестве обязательного. В последнем случае в тексте договора необходимо сделать ссылку на такое приложение как на неотъемлемую часть договора. Эти правила должны быть подписаны в таком же порядке и теми же лицами, что и сам договор, а также содержать ссылку на него.

Если стороны не включили в договор собственный порядок приемки, то приемка должна соответствовать обычно применяемым условиям и общим положениям об осмотре и принятии товара (см., например, ст. 483, 484, 513, .11.1 ГК РФ), а также обязательным правилам и процедурам, если таковые установлены законом, иными правовыми актами, применяемыми независимо от условий договора. И дополнительно к сказанному — при отсутствии условия о распределении расходов по приемке приобретатель не сможет потребовать от исполнителя их возмещения.

Если стороны хотят установить такой порядок приемки товара, который будет частично регламентироваться нормативными документами (например, Инструкциями) и частично договором, в договоре необходимо подробно описать, в какой части порядок приемки регулируется указанными нормативными документами, а в какой — договором.

При таком согласовании порядка приемки сторонам следует учитывать, что отдельные положения условий договора не должны противоречить положениям нормативных документов, регулирующих приемку этого товара. Сторона не вправе будет сослаться на условия договора, противоречащие нормативным документам, применение которых установлено этим же договором.

При разработке собственного порядка приемки необходимо согласовать целый ряд элементов, в частности:

— состав лиц, участвующих в приемке;

— перечень действий приобретателя но обеспечению приемки;

— сроки осмотра и проверки предмета договора;

— порядок уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика и т.д.) о выявленных недостатках;

— срок такого уведомления;

— прочие условия приемки.

Теперь остановимся более подробно на каждом из приведенных пунктов.

Так, стороны должны определить в договоре состав лиц, участвующих в приемке, указав:

— должность полномочного лица;

— документы, которые подтверждают полномочия лица и должны быть предъявлены в момент приемки.

Если на этапе заключения договора нельзя определить, кто именно из представителей будет принимать товар, в договор можно внести общее условие о том, что представитель приобретателя (заказчика, покупателя и т.д.) должен осуществлять приемку товара. В любом случае необходимо помнить о том, что приемку от имени заказчика вправе осуществить либо его единоличный исполнительный орган, либо лицо, уполномоченное на то доверенностью (ст. 185, 185.1, 186 ГК РФ).

При этом если товар передается не самим исполнителем (поставщиком и т.д.), а транспортной организацией или организацией почтовой связи, необходимо определить порядок привлечения представителя исполнителя к участию в приемке (например, при ненадлежащей поставке или если договором установлено, что товар принимается от перевозчика без вскрытия упаковки).

Для определения порядка привлечения представителей исполнителя к участию в приемке нужно:

- определить документы, подтверждающие полномочия представителя на участие в приемке;

— определить перечень полномочий представителя при его участии в приемке.

В случае необходимости стороны могут также определить порядок привлечения свидетелей, экспертов или других лиц. Причем экспертов, специалистов и т.д. можно привлекать не только в случае сомнений в качестве исполнения (например, при ненадлежащем результате выполнения работ), но в рабочем порядке.

Если же в договоре не указано, кто и в каком порядке участвует в приемке, то приемка осуществляется уполномоченными представителями двух сторон договора или с участием представителей приобретателя и транспортной организации. При этом вопрос об их полномочиях решается в соответствии со ст. 182—186 ГК РФ. В процедуре осмотра и проверки товара будет участвовать только приобретатель или его уполномоченный представитель (см., в частности, п. 2 ст. 513 ГК РФ). Исполнитель в этом случае может быть вызван только в случае обнаружения несоответствия исполнения условиям договора, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями к порядку приемки.

Для корректного определения полномочий представителя той или иной стороны в договоре при приемке исполнения необходимо подробнее остановиться на правах и обязанностях самих сторон в этом процессе. В числе обязанностей заказчика (приобретателя), необходимых для принятия (например, подготовка и обеспечение приемки (п. 2 ст. 484, ст. 513 ГК РФ)), в договоре могут быть указаны следующие обязанности:

- обеспечить наличие транспорта для вывоза предмета договора (при условии его самовывоза) к определенной дате и определенному времени;

- обеспечить наличие человеческих и технических ресурсов для погру-зочно-разгрузочных работ с указанием места, даты и времени их проведения (если по договору погрузка или разгрузка осуществляется силами приобретателя);

- подготовить помещение для приемки, подъезд и проход к нему;

- обеспечить присутствие представителя заказчика, уполномоченного уставом или доверенностью на приемку;

- обеспечить наличие измерительных приборов и прочей техники, необходимой для оценки количества и качества исполнения;

- обеспечить сохранность груза при приемке, если предмет договора доставляется заказчику (например, с момента привоза груза покупателю до окончания приемки);

- соблюдать согласованные сроки проверки и разгрузки;

- совершать иные действия в зависимости от специфики предмета исполнения.

Теперь остановимся на сроке, который, как правило, выделяется па проверку качества исполнения. Очевидно, что довольно часто, при больших объемах исполнения, невозможно проверить качество непосредственно в момент приемки. Поэтому действующее законодательство и сложившаяся практика исходят из того, что у приобретателя (заказчика, покупателя и т.д.) должно быть время на осмотр исполнения, его проверку и т.д. При этом конкретного срока законодатель не устанавливает. Поэтому в договоре необходимо точно определить срок принятия исполнения и срок извещения о необходимости приступить к его приемке.

В связи с этим целесообразно несколько слов сказать о порядке уведомления исполнителя о выявленных несоответствиях и недостатках исполнения. Данное условие включает в себя последовательность совершения действий сторон при выявлении несоответствия исполнения условиям договора о качестве, комплектности, количестве и ассортименте и т.д. и должно содержать:

— порядок, сроки, форму составления и подписания актов о недостатках, решение вопроса об участии представителя исполнителя или иных лиц при их составлении;

— порядок и форму направления исполнителю уведомлений и претензий о выявленных недостатках и несоответствиях, обнаруженных не в его присутствии (например, при приемке товара от транспортной организации);

— порядок проведения экспертизы для установления причины и момента возникновения недостатков.

Например, в случае выявления при приемке товара несоответствия товара условиям договора покупатель может быть обязан приостановить приемку и вызвать поставщика для продолжения приемки товара и составления двустороннего акта. Вызов поставщика может осуществляться телеграммой в адрес поставщика или по факсу, и должен содержать: наименование товара, реквизиты товарно-сопроводительных документов, перечень выявленных несоответствий и недостатков, состояние тары, пломб, дату и место приемки.

При этом в договоре целесообразно указать, что представитель поставщика (исполнителя и т.д.) должен прибыть к месту приемки в срок, указанный в уведомлении, и иметь при себе документ, удостоверяющий личность, надлежащим образом оформленную доверенность либо документы, подтверждающие его право действовать от имени поставщика без доверенности. В случае неявки поставщика в указанный в уведомлении срок или получения в этот же срок сообщения поставщика о неявке по каким-либо причинам покупатель осуществляет приемку товара самостоятельно.

Кроме того, в договоре можно указать конкретного эксперта либо включить более универсальное условие о порядке и критериях выбора независимого эксперта, а также установить, кто из независимых наблюдателей должен при этом присутствовать (например, представитель Торгово-промышленной палаты РФ) и т.д.

Как уже отмечалось, в случае если при принятии товара заказчик выявил какие-либо недостатки или несоответствие исполнения условиям договора о количестве, ассортименте, комплектности, таре (упаковке), он обязан известить об этом исполнителя в определенный срок. Стороны могут согласовать срок для извещения поставщика в договоре. Применительно к договору поставки, например, действует также специальная норма п. 2 ст. 513 ГК РФ о действиях покупателя при принятии товаров. В ней не установлен конкретный срок для уведомления, однако предусмотрена обязанность покупателя незамедлительно письменно уведомить поставщика о недостатках или несоответствиях товаров. При этом положения указанной статьи не содержат запрета па установление такого срока в договоре.

Согласованный сторонами срок в дальнейшем может быть учтен судом при выяснении вопроса о том, был ли заказчик уведомлен о недостатках исполнения надлежащим образом. Так, несвоевременное направление уведомления будет нарушением установленного договором порядка приемки. Заказчик не сможет обосновать претензии по качеству исполнения ссылкой на документы, составленные в ходе такой приемки.

Если срок уведомления исполнителя не согласован, заказчик обязан уведомить исполнителя обо всех выявленных недостатках и несоответствиях незамедлительно (см., например, ст. 513 ГК РФ). Однако ни в ГК РФ, ни в ином законодательном акте не раскрывается понятие "незамедлительно". При толковании понятия "незамедлительное уведомление об отказе от товара" суд указывает, что данное понятие означает "как только это окажется возможным".

Судебная практика

Также разъяснение данного понятия встречается в судебной практике и нормативных актах по другим видам отношений. Так, незамедлительное прекращение операций по счету в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" было истолковано как прекращение операции "в минимальный срок, объективно необходимый для совершения этих действий" (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.2009 но делу № А28-4336/2009-106/34).

В п. 1 ст. 20 Закона РФ от 07.02.1992 Л" 2300-1 "О защите прав потребителей" разъяснено, что в отношении срока об устранении недостатков товара "незамедлительно" означает "в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа их устранения".

Учитывая приведенные толкования, можно сделать вывод о том, что исполнитель должен быть уведомлен о выявленных несоответствиях или недостатках товаров в минимальный срок, объективно необходимый для направления уведомления. Однако в случае спора оценивать, было ли уведомление произведено незамедлительно, будет суд.

Суды при определении срока уведомления поставщика о недостатках, выявленных при принятии исполнения по договору, руководствуются нормами о том, что срок может быть определен как разумный, если иной срок не установлен законом или иными правовыми актами. Если будет установлено, что разумный срок для предъявления претензий истек, суд откажет заказчику в удовлетворении требований, связанных с несоответствием исполнения условиям договора.

Кроме всего сказанного, правила приемки рекомендуется дополнить также следующими положениями:

— проверка заказчиком соблюдения правил перевозки, обеспечивающих сохранность исполнения (например, укладку товара, температурный режим, наличие пломб, замков и пр.);

— порядок приемки, если исполнитель не является к месту приемки товара с обнаруженными недостатками;

- возможность и последствия перерыва в приемке товара (необходимость охраны, плата за хранение и пр.);

— обязанность заказчика соблюдать при приемке правила, обеспечивающие сохранность исполнения (температурный, световой режим и пр.);

- сроки разгрузки товара (условие актуально, если соблюдение таких сроков принципиально для сторон;

- в договоре можно предусмотреть компенсацию исполнителем расходов заказчика на осуществление приемки. При этом необходимо установить перечень возможных расходов (на услуги эксперта, на охрану во время приемки и т.п.). Заказчик должен будет документально подтвердить эти затраты;

- в интересах заказчика при приемке отдельных видов исполнения, например при поставке техники и оборудования, можно согласовать проведение поставщиком проверки качества товара — предпродажную подготовку (например, проверку на прочность или демонстрацию работы). В этом случае в договоре необходимо указать:

а) в какой срок до передачи товара должны быть проведены такие испытания или подготовка, либо указать, что это делается непосредственно перед началом приемки товара и в присутствии покупателя;

б) в каком виде покупателю передаются результаты таких испытаний и подготовки и какова ответственность за неисполнение такой обязанности.

Пример

При получении товара от перевозчика покупатель обязан проверить соответствие веса брутто и количества тарных мест сведениям, указанным в транспортных документах. При обнаружении повреждения тары (упаковки) товара, наличии признаков порчи товара и (или) при несоответствии товара сведениям, указанным в транспортных документах, покупатель обязан потребовать от перевозчика составления коммерческого акта, а при доставке груза автомобильным транспортом — отметки на товарно-транспортной накладной пли составления акта. Мри атом если условие о возмещении исполнителем расходов на приемку прямо договором не предусмотрено, то заказчик не вправе будет требовать от исполнителя их компенсации, даже если при приемке будут выявлены недостатки, возникшие по вине исполнителя.

Еще одним важным элементом приемки, требующим отражения в договоре, является условие о порядке осмотра и проверке исполнения. Предполагается, что осмотр и проверка заключаются в визуальном осмотре исполнения заказчиком (в том числе путем вскрытия тары (упаковки) и проверке его соответствия условиям договора о количестве, качестве, ассортименте, комплектности и комплекте), а также в некоторых случаях — в проверке состояния, целостности тары (упаковки).

При разработке собственных правил приемки сторонам рекомендуется предусмотреть следующие положения об осмотре и проверке:

- место и сроки осмотра и проверки (при выборке, доставке, принятии исполнения от транспортной организации);

— порядок осмотра и проверки исполнения в поврежденной упаковке;

— способ и порядок проверки количества н ассортимента;

— способ и порядок проверки качества и комплектности;

— виды проверки.

В противном случае, если порядок осмотра и проверки не согласован в договоре, заказчик будет обязан осмотреть принятое исполнение и проверить его количество и качество в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, обычаями делового оборота (см., например, ст. 474, п. 2 ст. 513 ГК РФ). В частности, ассортимент товара покупатель должен проверить по смыслу норм п. 4 ст. 468 и п. 1 ст. 483 ГК РФ в момент передачи или в разумный срок после передачи товара. Комплектность товара проверяется в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями, с учетом характера и назначения товара (п. 1 ст. 483 ГК РФ) и т.д.

Остановимся теперь на месте и сроках осмотра и проверки исполнения (например, при выборке, доставке, принятии товара от транспортной организации). В правилах приемки, устанавливаемых сторонами, крайне желательно определить место и сроки осмотра и проверки качества и количества и других характеристик исполнения.

Если заказчик получает исполнение путем, например, выборки со склада поставщика, он обязан при вручении товара осмотреть и проверить его на соответствие условиям договора в месте передачи, т.е. в месте нахождения товара (п. 1 ст. 515 ГК РФ). Такой же порядок можно установить в правилах приемки, т.е. стороны могут определить, что осмотр исполнения и его проверка производятся в месте нахождения исполнителя (поставщика и т.д.) в определенный договором срок.

Если специфика исполнения, либо его упаковка для дальнейшей перевозки, либо, например, большое количество приобретаемого товара объективно не позволяют покупателю (заказчику) осмотреть исполнение и, соответственно, принять его по количеству и качеству в месте приемки, то в интересах заказчика согласовать иной порядок осмотра и проверки качества и количества исполнения.

Пример

В договоре можно предусмотреть следующее:

— фактическая передача товара осуществляется по тарным местам или весу брутто, а осмотр товара и проверка его качества и количества производятся на складе покупателя (получателя) в определенный срок. В зависимости от вида и количества товара длительность срока может составлять от одного до нескольких рабочих дней с момента подписания товарной накладной или иного документа о вручении товара;

— подписание покупателем накладной или иного документа о передаче в месте выборки не будет означать осмотр и приемку товара покупателем но качеству, количеству, ассортименту и комплектности.

Если в договоре с условием о выборке не указаны место, срок осмотра и проверки исполнения, то оно должно быть осмотрено и проверено в срок, установленный законом, иными нормативными правовыми актами или обычаями делового оборота. Так, в соответствии с обычаями делового оборота осмотр и проверка качества скоропортящихся продуктов должны быть произведены покупателем в момент их приемки от продавца.

При этом, например, в соответствии с п. 1 ст. 515 ГК РФ товар должен быть осмотрен в месте его передачи. Соответственно, если покупатель примет товар па складе поставщика и подпишет накладную без замечаний, не осмотрев и не проверив товар, он не сможет в дальнейшем предъявить поставщику претензии по несоответствию товара условиям договора, за исключением недостатков, которые не могли быть обнаружены при обычном способе приемки.

При условии же о доставке исполнения договором может быть предусмотрено вручение исполнения на складе заказчика или в другом месте, указанном заказчиком. В этом случае стороны могут установить, что осмотр и проверка качества и количества производятся при передаче исполнения заказчику. Тогда последний обязан будет вскрыть упаковку, осмотреть исполнение и проверить его на соответствие условиям договора о количестве, качестве, ассортименте и комплектности, а подписание, например, товарной накладной без замечаний будет означать осмотр и осуществление проверки по качеству и количеству.

Если заказчик в момент приемки исполнения не имеет возможности вскрыть упаковку и произвести полный осмотр на предмет качества и количества ввиду специфики или большого объема, то заказчику (покупателю и т.д.) для защиты своих интересов в договоре необходимо указать, что:

- фактическая передача исполнения осуществляется по тарным местам либо по весу брутто, а осмотр и проверка качества и количества (внутритарно или по весу нетто) производятся не в момент вручения, а в течение определенного времени с этого момента (в зависимости от вида и количества исполнения такой срок может составлять от одного или нескольких рабочих дней до нескольких месяцев с момента подписания акта, товарно-транспортной накладной или иного документа о получении исполнения);

— подписание заказчиком акта, накладной или иного документа о передаче не будет означать осмотр и приемку исполнения по качеству, количеству, ассортименту и комплектности.

Если же заказчик в разумный срок не произвел осмотр исполнения при его получении от транспортной организации и в дальнейшем в нем были выявлены явные, видимые недостатки, обнаружение которых было возможно при визуальном осмотре, суд может признать факт передачи исполнения ненадлежащего качества недоказанным, и заказчик не сможет отказаться от оплаты по договору.

Конечно, в основном указанные проблемы актуальны для договоров поставки с условием о доставке покупателю. Если место исполнения обязательства не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев либо существа обязательства, исполнение должно быть произведено: по обязательству передать товар или иное имущество, предусматривающему сто перевозку, — в месте сдачи имущества первому перевозчику для доставки его кредитору; по другим обязательствам предпринимателя передать товар или иное имущество — в месте изготовления или хранения имущества, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства (ст. 316 ГК РФ), и в срок, предусмотренный законами, правовыми актами или обычаями делового оборота, если другой срок не установлен договором (п. 2 ст. 513 ГК РФ).

Отдельно следует отметить ситуацию, когда предмет договора доставляется транспортной организацией (как правило, в договоре поставки). Так, если в договоре содержится условие о принятии исполнения от транспортной организации (см., например, п. 3 ст. 513 ГК РФ), то место и срок его осмотра и проверки могут быть согласованы в договоре в зависимости от места передачи исполнения. Вручение и осмотр предмета договора приобретателю (заказчику и т.д.) могут производиться:

— на складе перевозчика;

— в месте разгрузки;

— на складе приобретателя.

Условия осмотра и проверки качества и количества, указанные в договоре, в этом случае также должны соответствовать законам и иным правовым актам, регулирующим деятельность транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ).

Пример

Рекомендуемая формулировка в контракте может звучать следующим образом: "Приемка товара осуществляется в месте разгрузки товара перевозчиком по адресу: (указывается адрес). При получении товара от перевозчика покупатель обязан проверить соответствие товара транспортным и сопроводительным документам, а также принять товар по количеству тарных мест и (или) весу брутто от транспортной организации с соблюдением установленных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность транспорта".

Причем независимо от согласованного места вручения заказчик (приобретатель) обязан проверить соответствие исполнения (например, товара) сведениям в транспортных и сопроводительных документах, а также принять его от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.

В некоторых случаях проверка исполнения в полном объеме невозможна не только из объемов такого исполнения, но и из-за невозможности нарушения условий хранения и транспортировки, тары и упаковки и т.д. Например, невозможно проверить качество оказания услуг по дезинфекции медицинских инструментов, так как при вскрытии упаковки инструмент автоматически перестанет быть стерильным.

Еще одной проблемой данного порядка является ситуация, когда заказчик (покупатель) сам является оптовым поставщиком и купленный им товар подлежит дальнейшей перепродаже, а соответственно, вскрывать упаковку первоначального поставщика ему нецелесообразно, а иногда и невозможно. В этом случае покупателю (будущему поставщику) для защиты своих интересов в договоре рекомендуется указать, что фактическая передача исполнения осуществляется по тарным местам или весу брутто, а осмотр и проверка качества и количества, а также других характеристик производятся на складе конечного получателя в определенный срок, который может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев с момента подписания покупателем (будущим поставщиком) товарно-транспортной накладной или иного документа о получении исполнения. Кроме того, следует закрепить в договоре, что подписание покупателем (будущим поставщиком) товарной накладной или иного документа о передаче не будет означать осмотр и проверку исполнения по качеству, количеству, ассортименту и комплектности.

Поскольку ситуация является, с одной стороны, довольно сложной, с другой — часто встречающейся, приведем примерную формулировку подобного договорного условия: "В связи с тем что товар приобретается для перепродажи, покупатель при вручении товара осуществляет его приемку только по количеству тарных мест и (или) весу брутто. При этом подписание товарной накладной свидетельствует только о принятии указанного количества тарных мест с указанным весом брутто и не означает приемку товара по количеству, качеству, ассортименту и комплектности. Осмотр и проверка товара по количеству, качеству, ассортименту и комплектности производятся на складе конечного покупателя в течение (указать срок) с даты приемки товара по количеству тарных мест и (или) весу брутто".

При этом важно понимать, что все эти условия не отменяют обязанности заказчика (покупателя, будущего поставщика) по осмотру и проверке исполнения по качеству и количеству, а лишь отсрочивают ее исполнение. Заказчику необходимо позаботиться о том, чтобы порядок осмотра исполнения конечным получателем (покупателем по другому договору) соответствовал порядку, установленному в данном договоре, и заказчик имел возможность доказать его соблюдение.

Если при приобретении товара для перепродажи в договоре не указаны место и срок осмотра и проверки товара, то оно будет определяться исходя из обычаев делового оборота. При этом принятие исполнения (товара), например, по накладной без замечаний в этом случае лишает приобретателя права предъявлять претензии поставщику по количеству и качеству, за исключением недостатков, которые не могли быть выявлены при обычном способе приемки.

Также независимо от того, каким способом передается исполнение заказчику (выборка или доставка), а также в какой срок осуществляется его осмотр, в договоре необходимо согласовать данный порядок. Для защиты интересов обеих сторон необходимо определить, что исполнение (в первую очередь, товар), передаваемый в поврежденной упаковке, должен быть осмотрен на предмет его качества и количества в месте вручения. То есть заказчик (покупатель и т.д.) должен вскрыть упаковку и проверить товар на предмет соответствия его качества, количества, ассортимента и комплектности условиям договора. При этом рекомендуется указать, что заказчик (приобретатель) обязан зафиксировать факт повреждения тары (упаковки) в соответствующих документах (акты, отметка в накладной) и сообщить о нем исполнителю (поставщику и т.д.).

Если говорить в общем, то чем детальнее и тщательнее будет проведена проверка исполнения в момент его получения, тем меньше экономических (но не правовых) рисков по получению исполнения, не соответствующего условиям договора. В частности, покупатель обязан проверить товар на соответствие его условиям договора о количестве (п. 2 ст. 513 ГК РФ), кроме того, в договоре рекомендуется согласовать порядок такой проверки. Аналогичным образом складывается ситуация с другими видами договоров.

В зависимости от вида исполнения в договоре может быть установлено, что проверка проводится:

— по количеству единиц, т.е. приобретатель (заказчик, покупатель) должен вскрыть всю упаковку и пересчитать товар или иное исполнение;

- по весу нетто (все переданное должно быть взвешено без тары, а если это невозможно, то его нужно взвесить в таре, после чего определить вес без тары путем вычитания веса тары из общего веса исполнения в таре);

— иным способом, исходя из специфики исполнения (по счетчику литров, путем залива в мерную тару, измерения метража и т.п.).

Отдельно следует предусмотреть в договоре условие о проверке ассортимента, если таковой требуется. Так, для проверки ассортимента товара может быть установлен тот же порядок, что и для проверки количества — путем подсчета и наружного осмотра.

Судебная практика

В случае, когда порядок проверки не определен, само но себе это обстоятельство не является основанием для освобождения исполнителя (поставщика, подрядчика и т.д.) от ответственности за нарушение соответствующих условий договора. Суд в данном случае будет оценивать представленные приобретателем (заказчиком, покупателем и т.д.) доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении договора в части количества или ассортимента (см., например, п. 14 постановления ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки").

Несмотря на всю важность проверки надлежащего исполнения иных условий договора проверка исполнения по качеству представляется наиболее значимой, причем как для исполнителя (поставщика, подрядчика и т.д.), так и для приобретателя (заказчика, покупателя и т.д.). Проверка по качеству — одна из самых сложных процедур, требующих описания в контракте. В зависимости от вида товара в правилах приемки может быть предусмотрена его проверка по качеству в одном из трех вариантов:

1) либо путем визуального осмотра;

2) либо путем проверки работоспособности, если исполнение имеет признаки технически сложной вещи;

3) либо путем проверки потребительских свойств, в том числе с отбором проб на экспертизу. При этом в договоре должен быть согласован порядок проведения экспертизы, кем она будет проводиться, где и как будут храниться пробы. Порядок проверки свойств и отбора проб, как правило, регламентируется стандартами или техническими регламентами.

Как уже было указано выше, стороны могут регламентировать процесс проверки по качеству в договоре или самостоятельно разработанных правилах проверки исполнения по качеству или сделать в договоре ссылку на соответствующий нормативный документ, содержащий правила такой проверки.

Следует учитывать, что результаты проверки качества установленным договором способом не могут рассматриваться как единственное доказательство некачественности исполнения, даже если это прямо предусмотрено в договоре. Условие об этом в контракте признается противоречащим, в частности, ст. 474 ГК РФ, поскольку лишает сторон права предоставлять доказательства, полученные иными способами проверки.

В завершение описания требований к приемке исполнения следует остановиться на выборе и закреплении в контракте вида проверки исполнения. Как правило, таких видов два: сплошная проверка и выборочная проверка.

Для проверки по каждой из его характеристик договором может быть установлен свой способ проверки (например, для проверки количества — полная проверка, а для качества — выборочная). Однако выборочная проверка проводится только в том случае, если она установлена договором. При согласовании такого способа проверки в договоре необходимо указать, что проверка производится выборочно, например, по количеству товарных единиц или весу нетто путем осмотра, проверки работоспособности или свойств части товара и т.д.

Представляется логичным и обоснованным указать в положениях о проверке следующее:

— при осмотре и проверке только части исполнения результаты такой проверки распространяются на все исполнение. Кроме прочего такое условие указывает, что принимающее лицо будет считаться исполнившим свою обязанность по проверке всего исполнения, возложенную на него законодательством;

— количество осматриваемого исполнения (например, одна упаковка, одно тарное место, один контейнер, один вагон или определенный процент от поставленного товара и т.д.). Однако в большинстве случаев в интересах приобретателя не указывать такое количество, дабы сохранить определенную неизвестность для исполнителя и тем самым стимулировать его к надлежащему исполнению обязательств;

— способ определения того, какая часть товара подлежит проверке (случайно, из каждого вагона но одной и т.п.). Здесь также аналогично предыдущему пункту в интересах приобретателя такой способ не указывать, чтобы не давать исполнителю возможности думать, что ненадлежащее исполнение в части может быть принято заказчиком;

— порядок действий сторон при обнаружении в процессе выборочного осмотра несоответствий условиям договора (полный возврат партии или полная проверка всего исполнения с увеличением срока приемки и т.п.).

Такая проверка может быть удобна приобретателю (заказчику и т.д.), поскольку она значительно ускоряет и облегчает процесс приемки товара, особенно если полная проверка количества товара затруднительна ввиду большого объема или специфики исполнении. Однако целесообразнее указывать в договоре лишь возможность проведения выборочной проверки, оставляя за приобретателем право на месте решить, будет он осуществлять сплошную проверку или выборочную.

Безусловно, при установлении выборочной проверки необходимо определить, не противоречит ли такой способ проверки обязательным требованиям к проверке и особенностям его приемки, которые установлены законом, иными правовыми актами, стандартами (ГОСТ), техническими условиями (ТУ).