Причины преступности несовершеннолетних

Причины преступности несовершеннолетних – это те же социально негативные явления и процессы, которые детерминируют преступность в целом. Они рассматривались в различных главах Курса. Вместе с тем субъективная (мотивация) и объективная (социальная среда и окружение) причинность применительно к социальному статусу и психологии несовершеннолетних имеет множество особенностей.

Пытаясь раскрыть мотивацию несовершеннолетних правонарушителей, мы назвали ряд субъективных причин их противоправного поведения. Круг мотивов несовершеннолетних ограничен, в криминальной мотивации отмечается подростковый инфантилизм. Особую роль играет жажда самоутверждения любыми, в том числе аморальными и криминальными путями. Кроме того, заметную негативную роль играют интересы престижа и потребительство, враждебность к "чужим", мотивация "сладости запретного плода", низкая культура досуга.

Реализации этих личностных устремлений способствуют безнадзорность и беспризорность, которые в нашей стране имеют широкое распространение, в то время как данный фактор соответствующим образом не отслеживается и для его преодоления или хотя бы минимизации ничего не предпринимается. Президент РФ был удивлен, когда на заседании коллегии МВД РФ узнал о том, что в стране около 600–700 тыс. несовершеннолетних – беспризорники[1]. Именно эти условия способствуют проявлению возрастных особенностей, конфликтности, усвоению худших стереотипов поведения, легкомыслию, стимулируя формирование криминальной мотивации эгоистическо-потребительского поведения и порочного самоутверждения.

В причинной обусловленности правонарушений подростков особое криминологическое значение имеют конкретные криминогенные обстоятельства. Г. М. Миньковский считал эти обстоятельства определяющими. К таким обстоятельствам, которые оказывают на формирование мотивации существенное криминогенное влияние, относятся следующие:

Негативная обстановка в семье. Существенные дефекты семейного воспитания обусловливают искаженное формирова

ние личности, особенно в младшем и подростковом возрасте. Пьянство, грубость, конфликтность, драки и жестокость родителей, паразитический образ жизни окружения, безнаказанность их аморального и противоправного поведения оставляют глубокие следы в психике подростка, который с детства был лишен примеров культурного поведения и стремления старших к достижению положительных целей[2].

Отсутствие у родителей возможности обеспечить потребности детей. Во время кризиса (2008–2009 гг.) многие миллионы россиян имели доход ниже прожиточного минимума. Рост безработицы, инфляция, колоссальное расслоение людей – факторы, вызывающие у родителей и взрослых членов семьи чувство безысходности, зависть и озлобленность, которые передаются несовершеннолетним. Более того, эту социальную несправедливость они ощущают среди своих сверстников, богатых и нищих.

Негативное и криминогенное влияние ближайшего окружения и референтных групп во дворе, в школе, в каком-либо сообществе (группе) – спортивном, музыкальном или преступном. Референтная группа представляет собой социальную общность, на нормы, ценности и мнение которой субъект ориентируется. Она, как правило, выступает в качестве источника норм поведения и ценностных ориентаций индивида. С помощью этой группы несовершеннолетний оценивает себя и других. Мнение референтной группы для подростка нередко важнее мнения родителей и эффективнее воспитательных воздействий учителей. Это чрезвычайно важный фактор в формировании подростка. Референтную группу несовершеннолетний выбирает самостоятельно, в соответствии со своими доминирующими интересами. И если родители и школа не сумели сформировать у подростка позитивных и созидательных потребностей (в учебе, занятиях спортом и т.д.), то избежать правонарушительской среды ему будет довольно трудно.

Общая социальная и экономическая среда (в стране, городе, микрорайоне), которая воздействует на несовершеннолетнего через многочисленные средства массовой информации, через оценку ими конкретных событий, оказывает не меньшее влияние, чем референтная группа, семья и школа. Телевизионная, радиотрансляционная и виртуальная стихия несет в себе как положительное, так и отрицательное. Причем последнее для подростков является особенно привлекательным. Более двух десятков лет интеллектуальная элита России пытается установить нравственные рамки для СМИ, но пока безуспешно. Деньги правят миром.

Все в нашей жизни измеряется в долларах, евро, рублях, юанях, тугриках и прочих денежных единицах. Когда я пришел в известное издательство со своей криминологической книгой, издатель спросил меня: "Кто будет читать эту толстую “умопомрачительную” книгу?" И сам же ответил: "Небольшая страта специалистов. Книжка не окупится, я прогорю. Напиши лучше что-нибудь типа “Как Пашка обманул Машку”, и это разойдется миллионным тиражом". Издатель не отрицал того, что ценные научные книги необходимы обществу, но находился в жестоком денежном капкане. Задолго до Маркса истинное значение денег определили бродячие студенты средневековой Западной Европы – ваганты: "Деньгисвятыня имущих и обетование ждущих. Деньги женскую верность легко превратят в лицемерность. Деньги из знатных и важных сделают тварей продажных. Денег желая, правитель становится сущий грабитель. Из-за денег в народе воровкак звезд в небосводе".

Сейчас не средневековье. Человечество ушло далеко вперед в науке, искусстве, культуре и технологиях. Но власть денег сохранилась и даже возросла. Именно они являются источником всеобщего нравственного разложения и неравенства на Земле. Удержать детей и подростков от преступлений могут только творчество, достойный труд и созидание. Однако, к сожалению, эти великие "ценности" далеко не всем доступны не только по объективным причинам, но и субъективным возможностям. Тем не менее следует пытаться найти пути обеспечения "полезной занятости подростков".

Иные, более частные условия, которые способствуют совершению преступлений несовершеннолетними, связаны с подстрекательством и пособничеством со стороны взрослых преступников. По выборочным исследованиям, эта связь прослеживается почти в каждом третьем деянии подростков. СМИ и бандитские кинофильмы способствовали распространению в подростковой среде уголовного жаргона, обычаев зоны, участию несовершеннолетних в спортивных секциях, контролируемых преступниками. Подростковой преступности также может способствовать отсутствие системы трудоустройства безнадзорных и беспризорных подростков[3]. Ежегодно выявляется свыше 100 ТЫС. родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих должным образом обязанности по их воспитанию. На профилактическом учете в органах внутренних дел состоят 179 тыс. родителей. Все это увеличивает количество несовершеннолетних, самовольно оставивших место жительства или пребывания. В течение 2008 г. в розыске находились свыше 53 тыс. детей.

С 1960-х годов идет процесс увеличения доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном, эмоциональноволевом и физическом развитии. В период перестройки и рыночных реформ организационная работа по общему и правовому воспитанию подрастающего поколения практически не осуществлялась, требования Конвенции о правах ребенка (1989), Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990) и других одобренных мировым сообществом документов не соблюдались.

Особое влияние на криминогенное формирование личности подростков оказывает также преступность против детей. В. С. Овчинский указывает, что за 10 лет в России было изнасиловано 100 тыс., убито 20 тыс., изуродовано 25 тыс. детей. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, только в 2008 г. в результате различных преступлений пострадали 126 тыс. несовершеннолетних, 62 тыс. были подвергнуты насилию, более 9 тыс. мальчиков и девочек изнасилованы, около 2 тыс. несовершеннолетних убиты и 2,5 тыс. несовершеннолетних причинен вред здоровью различной степени тяжести[4]. Только за первое полугодие 2008 г. в отношении детей было совершено более 40 тыс. преступлений, из которых 4,5 тыс. составляют преступления сексуального характера. Было убито около 300 малолетних[5].

Таким образом, совершенно очевидно, что социально неустроенные дети становятся либо жертвами преступлений, либо преступниками.

С. Н. Ениколопов выделяет ключевые черты личности субъектов, склонных к насилию:

1) насильники воспитывались в семьях, где совершалось насилие, были свидетелями агрессии в отношениях между родителями;

2) у насильников, злоупотребляющих алкоголем, выявлена наибольшая частота личностных расстройств;

3) у них наблюдаются неполноценная "Я"-концепция, низкая толерантность к фрустрации;

4) насильники менее уверены в себе, имеют большую склонность к злоупотреблению наркотиками и/или алкоголем[6].