Президиум

После избрания судейского корпуса среди них абсолютным большинством голосов судей избираются Председатель (Президент) и первый и второй вице-председатели, которые образуют Президиум.

Статья 38 Римского статута МУС закрепляет обязанности Президиума, который несет ответственность за управление делами Суда, за исключением Канцелярии прокурора, а также выполняет другие функции, возлагаемые на него Статутом. К его обязанностям можно отнести также создание Судебной палаты после утверждения обвинений по делу.

В Римском статуте МУС нет единой статьи, закрепляющей правомочия Президиума, однако анализ его норм позволяет выделить следующие права, которыми он обладает:

— с учетом объема работы Суда и в консультации с членами Суда он может время от времени принимать решения о том, в какой мере от других судей требуется выполнять свои функции на постоянной основе (п. 3 ст. 35);

— действуя от имени Суда, может внести предложение об увеличении числа судей, указав причины, в силу которых это представляется надлежащим или необходимым, а также по усмотрению в любое время, если объем работы Суда оправдывает это, предложить уменьшить число судей при том условии, что их число не уменьшается менее 18 членов (подп. "а" п. 2 и подп. "с" п. 2 ст. 36);

— осуществляет временное назначение судей Судебного отделения в Отделение предварительного производства, либо наоборот, когда он считает, что этого требуют интересы эффективного регулирования объема работы Суда, при условии, что ни при каких обстоятельствах судья, участвовавший в предварительном производстве по делу, не будет иметь права заседать на слушаниях по этому же делу в Судебной палате (п. 4 ст. 39);

— может освободить судью по его просьбе от выполнения функций, предусмотренных Статутом, в соответствии с Правилами процедуры и доказывания (п. 1 ст. 41), а также прокурора или заместителя прокурора по его или ее просьбе от участия в том или ином конкретном деле (и. 6 ст. 42);

— дает свое согласие вместе с прокурором на предложенное секретарем Положение о персонале, которое включает условия, на которых персонал Суда назначается, получает вознаграждение или увольняется (п. 3 ст. 44);

— может отказать секретарю в привилегиях и иммунитетах (подп. "Ь" п. 5 ст. 48);

— определяет, какие решения Суда могут считаться решениями по основополагающим вопросам, последствием чего является их опубликование на официальных языках суда, к которым относятся английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский (п. 1 ст. 50);

— в отдельных случаях может назначить, с учетом имеющихся возможностей, одного или более запасных судей, которые будут присутствовать на каждой стадии судебного разбирательства и замещать члена Судебной палаты, если тот не может более присутствовать (п. 1 ст. 74).

Таким образом, Президиум можно рассматривать как управленческий орган Международного уголовного суда, который разрешает в основном текущие вопросы деятельности судей.

Апелляционное, Судебное отделения, Отделение предварительного производства

В Международном уголовном суде организуются три отделения. В состав Апелляционного отделения входят Председатель и четыре судьи. Судебное отделение и Отделение предварительного производства заседают в составе не менее чем шести судей.

При назначении судей в каждое отделение учитывается характер функций, возлагающихся на отделения, а также квалификация и опыт избранных судей. В данном случае преследуется цель распределения судей таким образом, чтобы в каждом отделении имелось подходящее сочетание судей, которые являются специалистами в области уголовного права и процесса и в области международного права. Причем Судебное отделение и Отделение предварительного производства должны преимущественно быть укомплектованы судьями, обладающими опытом ведения судебного разбирательства по уголовным делам.

В каждом отделении судебные функции осуществляются соответствующими палатами. В Апелляционную палату входят все судьи Апелляционного отделения, т.е. Председатель и еще четыре судьи. Функции Судебной палаты выполняются тремя судьями Судебного отделения, а функции Палаты предварительного производства реализуются либо тремя судьями Отделения предварительного производства, либо одним судьей данного отделения. При этом Римский статут МУС допускает возможность одновременного учреждения более чем одной Судебной палаты или Палаты предварительного производства в том случае, если этого требуют интересы эффективного регулирования работы Суда.

Правовой новеллой стало создание в рамках Международного уголовного суда такого органа, как Палата предварительного производства со специфичными выполняемыми функциями.

Правила процедуры и доказывания МТБЮ в правиле 65 ter также предусматривают назначение председательствующим в Судебной палате, не позднее семи дней после первоначальной явки обвиняемого, из числа своих членов судьи предварительного производства. Однако характер выполняемых им полномочий несколько отличается от задач Палаты предварительного производства Международного уголовного суда и кратко может быть сведен, в частности, к координации взаимодействия между сторонами на этапе досудебного производства, а также к принятию необходимых мер для подготовки дела к справедливому и оперативному судебному разбирательству[1].

Часть 5 Правил процедуры и доказывания МТР озаглавлена как "Досудебные процедуры". Правило 47 (А) данной части предусматривает, что обвинительный акт, составленный в соответствии с процедурой, закрепляемой в правилах данной части, направляется на рассмотрение судье, назначенному для этих целей на основе правила 28. При этом в правиле 28 говорится о том, что каждые шесть месяцев и после консультации с судьями Председатель трибунала должен назначить на каждый месяц ближайших шести месяцев одного судью из каждой Судебной камеры. Ему передаются на рассмотрение обвинительные акты, ордера и другие документы, не относящиеся к делу, уже переданному Судебной камере[2]. Фактически, анализ данного правила позволяет предположить, что в нем также идет речь о судье предварительного производства, хотя такая формулировка в Правилах процедуры и доказывания и не используется.

В уставах и учредительных документах Специального трибунала по Ливану и Чрезвычайных палат в судах Камбоджи, которые мы отнесли к внутригосударственным судам, также предусматривается деятельность судьи предварительного производства и Палаты предварительного производства[3], однако эти судебные органы были созданы после принятия Римского статута МУС, чего нельзя сказать о МТБЮ и МТР.

Пожалуй, главным правомочием Палаты предварительного производства Международного уголовного суда, выгодно отличающим ее от института судьи предварительного производства в рамках трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, по нашему мнению, является возможность дачи санкции прокурору на возбуждение расследования. Такая санкция дается в тех случаях, когда он намеревается начать расследование proprio motu.

Круг полномочий Палаты в соответствии с Римским статутом МУС довольно широк, поэтому остановимся на основных. Палата предварительного производства может: по просьбе прокурора отдавать распоряжения и выдавать ордера, которые необходимы для целей расследования; по просьбе арестованного лица или лица, явившегося по приказ}', отдавать распоряжения, включая соответствующие меры, или заручаться сотрудничеством государств-участников или государств, не являющихся таковыми, для оказания лицу помощи в подготовке его защиты; в случае необходимости обеспечивать защиту и неприкосновенность частной жизни потерпевших и свидетелей, сохранность доказательств, защиту арестованных и явившихся по приказу лиц, а также защиту информации, касающейся национальной безопасности; давать прокурору разрешение на принятие специальных мер, связанных с проведением расследования в пределах территории государства-участника без получения с его стороны согласия на сотрудничество, когда это государство явно не способно выполнить просьбу о сотрудничестве по причине отсутствия какого-либо органа или элемента судебной системы, наделенного полномочиями для выполнения соответствующей просьбы (ст. 57); проводить слушания по вопросу об утверждении обвинений, на основании которых прокурор намеревается добиваться проведения судебного процесса (ст. 61), и др.

Палата предварительного производства в рамках Международного уголовного суда представляет собой контрольный механизм но отношению к прокурору, проводящему расследование и уголовное преследование, и гаранта осуществления прав других лиц, вовлеченных в производство по делу.

Такой контроль нам представляется весьма важным и желательным в связи с тем, что позволяет свести к минимуму случаи злоупотребления прокурором своими полномочиями при начале расследования по собственной инициативе.

Если проводить аналогию с МТБЮ и МТР в плане организационного обеспечения функции по отправлению правосудия, то каждый из них включает по три Судебные камеры, которые могут быть поделены на секции. Создание такого числа Судебных камер в принципе объяснимо количеством рассматриваемых дел и проходящих по ним подозреваемых.