Преступность военнослужащих в России

Российские Вооруженные Силы, официально созданные в 1992 г., унаследовали от Вооруженных Сил СССР в том числе и криминогенные традиции. Болезненный раздел общих Вооруженных Сил между бывшими союзными республиками, вывод огромного числа воинских частей и соединений из стран Варшавского договора и Прибалтийских государств, стихийное сокращение численности войск, недостаток призывного контингента, физическая и психологическая неподготовленность призывников к службе в армии, ограниченное финансирование войск, резкое снижение престижа военной службы, неудавшаяся кровопролитная война в Чечне и другие обстоятельства умножили криминогенность в войсках.

Более 600 тыс. семей офицеров вернулись на Родину, в необжитые места. Многие офицеры остались не удел, без жилья и средств существования. В 1995 г. насчитывалось 125 тыс. семей "бомжей в погонах". Несколько лет шел долгий и трудный процесс раздела Черноморского флота между Россией и Украиной, а также вооружений в Приднестровье между Россией и Молдовой. В России продолжается процесс сокращения воинских формирований, их пере- подчинение, преобразование и расформирование. Юноши в массовом порядке уклоняются от призыва на военную службу. Многие части и соединения укомплектованы личным составом на 30–50% от штатной численности. На солдат и сержантов, находящихся в воинских частях и подразделениях, ложится непосильная нагрузка.

Все это обусловливает снижение дисциплины и ухудшение воинского правопорядка, в том числе среди офицерского состава.

Непрерывно изменяющаяся численность военнослужащих не дает возможности выявить реальные тенденции преступности в войсках и установить действительный уровень по числу преступлений на 100 тыс. человек личного состава (см. табл. 31.1).

Судя по Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1995 год"[1], штатная численность Вооруженных Сил по состоянию на 1 января 1995 г. составляла 1 917 400 военнослужащих и 600 тыс. лиц гражданского персонала, а на 1 января 1996 г. планировалось, соответственно, 1469 900 военнослужащих и 600 тыс. гражданских лиц. Реальная численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ может существенно отличаться от штатной.

По состоянию на начало 1997 г. численность Вооруженных Сил РФ составляла около 1 млн 700 тыс. человек. Общая численность всех войск (Вооруженных Сил, внутренних, пограничных и др.) составила 2 млн 410 тыс. 127 человек[2]. В последующие годы штатная численность Вооруженных Сил РФ и других войск существенно сокращалась.

Сейчас ставится задача по сокращению Вооруженных Сил РФ к 2012–2016 гг. до 1 млн человек[3]. Войска переходят на бригадную систему быстрого реагирования. С 1 января 2008 г. были упразднены девять отсрочек из ранее действующих 25 отсрочек от призыва на срочную службу в армию[4]. Срок службы сократился до одного года. Требуется больше призывников, но при этом существует огромная потребность в призывном контингенте. Тем не менее армия пополняется грамотными призывниками: в весенний призыв 2009 г. казармы пополнили 18 тыс. дипломированных солдат[5], что, безусловно, важно в криминологическом отношении. По Указу Президента РФ к 1 января 2016 г. вместе с гражданским персоналом армия и флот будут насчитывать 1 884 829 человек, в том числе 1 млн военнослужащих. В настоящее время их насчитывается около 1 млн 130 тыс.[6] По плану на 1 января 2012 г. генеральские должности сократят с 1107 до 886, полковников – с 25 665 до 9114, майорские – с 99 550 до 25 000, капитанские с 90 000 до 40 000, лейтенантские увеличатся с 50 до 60 тыс. Вопреки прежней практике сокращение офицеров предполагается провести "по-человечески", с обеспечением уволенных квартирами и достойными пенсиями, что, несомненно, скажется на престиже офицерской службы.

Теперь необходимо разобраться в структуре российской армии, которая претерпела существенные изменения. Вооруженные Силы РФ в современном составе включают в себя три вида вооруженных сил (Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-

Морской Флот), три рода войск (Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно-десантные войска), а также другие обслуживающие образования. В них не входят Пограничные войска (ФСБ), Внутренние войска (МВД), Железнодорожные войска, Войска гражданской обороны (МЧС), Войска правительственной связи (ФАПСИ), военно-строительные части и другие воинские образования (ФСБ, СВР, ФСО, ГРУ и т.д.).

В Вооруженные Силы СССР входили не только войска, непосредственно подчинявшиеся министру обороны, именуемые Советской Армией и Военно-Морским Флотом, но и все другие воинские формирования – пограничные, внутренние, железнодорожные и т.д.

В России в состав Вооруженных Сил входят лишь войска, непосредственно подчиненные министру обороны РФ. Наряду с Вооруженными Силами имеется 13 других воинских формирований, которые были перечислены выше. Число их может быть довольно большим. Они не входят в понятие "вооруженные силы", но остаются поднадзорными Главной военной прокуратуре, а их личный состав несет ответственность за совершение общеуголовных и воинских преступлений.

Что касается криминологических проблем в Вооруженных Силах РФ и других войсках, то они постепенно решаются. Военнослужащие стали больше заниматься своим делом – боевой подготовкой, растет престиж военной службы. За последнее время сделан большой рывок в улучшении качества боевой подготовки. "Число учений и мероприятий по боевой подготовке в 2003 г. по всем видам вооруженных сил превысило показатели 2002 г. почти в 2 раза.

В бюджет Министерства обороны на развитие системы боевой подготовки направляются значительные средства. Продолжаются военная реформа, сокращение Вооруженных Сил и их качественноколичественная оптимизация. Идет процесс постепенного и частичного перехода на контрактную систему. Солдаты-контрактники впервые появились в 1992 г., сейчас их число превысило 140 тыс. человек, но создать полностью контрактную армию не получается[7]. Принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ΦЗ "Об альтернативной гражданской службе", на основании которого постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 256 утверждено Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

В то же время остается много нерешенных криминогенных проблем: недобор призывников, неудовлетворительное состояние их здоровья, низкий уровень развития, недостаточное финансирование, проблема жилья для офицеров и других контрактников, преступное поведение офицеров, дедовщина и иные преступления военнослужащих.

В 2003 г. в Московском военном округе было призвано 11% от списочного состава. 87,6% получили отсрочку, 1,4% пустились в бега. Во многих европейских странах (Германии, Франции, Швеции и др.) действительную военную службу проходят от 50 до 85% юношей. Это в 5–8 раз больше, чем в России. Положение дел в самой Москве значительно хуже, чем в Московском округе в целом (Российская газета. 2004. 25 мар.). Поданным опросов, около 50% призывников не видят ничего предосудительного в том, чтобы "откосить" от военной службы. В последние годы наметилась тенденция к снижению числа лиц, уклоняющихся от военной службы, но тем не менее перспективы неблагоприятные. По данным Госкомстата, начиная с 2005 г. общая численность призывного контингента будет ежегодно сокращаться на несколько десятков тысяч человек в год. Пик демографического кризиса придется на 2013 г., когда 18-летних юношей окажется в 2 раза меньше, чем в 2004 г. (вместо 1 млн 200 тыс. будет только 600 тыс. человек).

Не менее удручающим было положение с образовательным и интеллектуальным уровнем призывников. Грамотные и обеспеченные юноши поступали в государственные и коммерческие вузы, находили другие пути для получения отсрочки от военной службы. И поскольку обучение детей в предыдущие годы власти пустили на самотек, то дети из бедных, проблемных и неполных семей намного чаще оказывались вне школы, и именно они и пополняли войска. Поэтому почти каждый второй призванный на военную службу (по данным 2003 г.), имел лишь начальное или общее среднее (8 классов) образование. В частности, 112 молодых солдат не умели читать и писать. В Москве встали в строй 4,8% призывников, 62,4% получили отсрочку как студенты, 11,3% не призваны из-за плохого здоровья, 5,8% – по причине неснятой судимости, 6,6% не пошли в армию по семейным обстоятельствам. Для сравнения: в ФРГ служат 50% юношей, во Франции – 58, в Испании – 75, в Турции – 81, в Швеции – 85% молодежи (Российская газета. 2004. 31 мар.). Учреждение контрактной армии в этих условиях было крайней необходимостью. Но как показал эксперимент, проведенный в Псковской дивизии ВДВ, среди россиян мало желающих добросовестно служить в армии по контракту. Более того, дисциплина контрактников намного ниже, чем у призывников. По данным 2007 г. число совершенных ими преступлений увеличилось с 1,5 до 4 тыс. Половина всех преступлений контрактников – уклонения от службы. В одной из мотострелковых бригад при переходе на 100%-ную контрактную службу число уклонений выросло в 6 раз (Российская газета. 2007. 20 июня).

Служба в российской армии в период президентства Ельцина утратила былую привлекательность, в армии стало страшно служить. В 2002–2003 гг. в результате преступлений в войсках пострадали, соответственно, 9673 и 12 739 человек, погибли 676 и 826, получили телесные повреждения 2379 и 2803, пострадали от неуставных отношений 3204 и 4607, от рукоприкладства командиров 2228 и 3904, погибли в результате неуставных отношений и рукоприкладства 44 и 63 человека. Из приведенных данных видно, что опасные преступления против военнослужащих за два года увеличились на 20–40%. Положение не изменилось и в 2004 г. В этот год пострадало 12 923 человека (погибло – 740, получили телесные повреждения – 2341, пострадали от неуставных отношений – 4578, от рукоприкладства – 3882 военнослужащих). Только за первый квартал этого года от побоев пострадали 1650 военнослужащих, из которых 15 человек умерли (Российская газета. 2004. 5 апр.). Эта тенденция сохранялась и в последующие годы. Командиры продолжают относиться к подчиненным как к рабочей силе, некоторые из них не только эксплуатируют солдат и сержантов для собственных нужд, но и сдают подчиненных "в аренду" в гражданские организации за плату (Российская газета. 2004. 20 янв.). Все это серьезно снижает позитивную мотивацию российской молодежи к военной службе.

Власти вынуждены были пойти на беспрецедентный шаг. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 793 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета" по контракту в российской армии могут служить иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет, которые имеют возможность на льготных условиях получить российское гражданство. Учитывая, что в настоящее время большое внимание уделяется проблемам военнослужащих, улучшается их материальное положение и обеспечение, в российскую армию могут пойти служить многие юноши из ближнего и дальнего зарубежья, где условия жизни хуже российских. Но солдат чужой страны вряд ли может стать надежным защитником России. Вперед проблема снижения престижности военной службы – жилищная. Фонд служебного жилья Министерства обороны РФ составляет 98 тыс. квартир, а их необходимо 450 тыс. Расчеты показывают, что проблема предоставления военнослужащим жилья может быть решена лишь к 2012–2015 гг.[8] Положение усугубляется злоупотреблениями с квартирами. Только в 2004 г. при проверке военными прокурорами законности выдачи государственных жилищных сертификатов было выявлено 650 незаконно полученных квартир. Возбуждено около 100 уголовных дел против командиров частей, работников кадровых и финансовых органов различных уровней вплоть до центрального аппарата Министерства обороны РФ. Кроме того, в 2003 г. военные прокуроры обнаружили 118 млн руб. "боевых", которые должностные лица скрывали от тех, кто воевал в Чечне. Обогащение начальства за счет подчиненных идет по всем направлениям. В том же году к уголовной ответственности было привлечено (как правило, за совершение корыстных деяний) 1875 офицеров, что на 12,4% больше, чем в 2002 г. За совершение преступлений привлекаются и высшие офицеры, генералы и адмиралы. По заявлению Главного военного прокурора, "такого количества высших офицеров, одновременно привлеченных к уголовной ответственности, в нашей стране еще не было", в обслуживаемых войсках проводится большая работа по наведению правового порядка[9]. Однако криминогенность воинских правоотношений зашла так далеко, что надеяться на скорое "выздоровление" военной службы не приходится.

Если принять регистрируемый уровень преступности военнослужащих в 1992 г. (начало формирования Вооруженных Сил РФ и других войск) за базу, динамика будет следующей (табл. 31.3).

Таблица 31.3. Динамика преступности военнослужащих в России в 1992–2010 гг.

Преступления

Годы

1992

1994

1996

1998

2000

2002

2004

2006

2008

2009

2010

Всего преступлений

31 513

24331

30 529

24 814

23 069

20490

25 244

25 101

20 425

17116

14123

Аинамика, %

100,0

77,2

96,9

78,7

73,2

65,0

80,1

79,7

64,8

54,3

44,8

Воинская преступность

20495

15 169

19 866

12 968

11315

10 314

13051

12 720

10 436

7148

5205

Общеуголовная преступность

11 018

9162

10 663

11 846

11754

10176

12 193

12 381

9989

9968

8918

Снижение числа регистрируемых преступлений, воинских и общеуголовных, продолжалось и в 2010 г. Однако этот процесс является прежде всего следствием сокращения общей численности военнослужащих вообще и в Вооруженных Силах в частности. В 1991 г. в Советской Армии и Военно-Морском Флоте насчитывалось около 3,5 млн человек. В 1992 г. в России могло остаться около 3 млн. Штатная численность Вооруженных Сил РФ на конец 1994 г. обозначена в 1,9 млн человек, на конец 1996 г. – 1,7 млн, а на конец 2003 г. – около 1 млн человек. Таким образом, личный состав Вооруженных Сил РФ к 2008 г. сократился на 66,6%, а преступность – на 35,2%, т.е. почти вдвое меньше. Следовательно, реального сокращения преступности в Вооруженных Силах РФ не произошло, наоборот, в расчете на 100 тыс. военнослужащих преступность возросла практически вдвое (см. табл. 31.1). В 1990 г. коэффициент учтенной преступности в Вооруженных Силах составлял 794 деяния на 100 тыс. военнослужащих, а в 2007 и 2008 гг. – 1664 и 1702 соответственно. Однако надо учитывать и то, что велика доля латентной преступности, а численность Вооруженных Сил является неточной. Тем не менее соотношение показателей в данном случае можно считать относительно адекватным. Кроме того, УК РФ 1996 г. заметно сузил сферу преступного поведения вообще и против военной службы в частности, а многие деяния, включая воинские, декриминализировал, что отразилось на формальном снижении уровня преступлений после вступления Кодекса в силу.

Данный вывод подтверждается динамикой особо тяжких и тяжких преступлений. С 1992 г. они увеличились на 25–75%. Рукоприкладство командиров возросло в 5 раз, дедовщина увеличилась в 2,5 раза[10]. Если и было какое-то сокращение, то оно коснулось преступлений небольшой и средней тяжести. Межнациональные проблемы в стране отражаются и на армии. На Балтийском флоте, например, срочники из Дагестана систематически терроризировали россиян (отбирали деньги, мобильные телефоны, новую форму, "объедали" в столовой). В довершение всего они сложили слово KAVKAZ из тел замордованных "слабонов" и сфотографировали это[11].

Еще один серьезный момент – увеличение случаев привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных офицеров и генералов. Главный военный прокурор С. Фридинский в своем докладе на расширенной коллегии прокуратуры констатировал, что "уровень офицерской преступности достиг наивысшего показателя за последние 10 лет – младшие и старшие офицеры только за первую половину 2009 г. совершили свыше 2 тыс. преступлений, треть которых имеет коррупционную основу"[12]. Это свидетельствует об интенсивном росте числа очевидных фактов.

В 1996 г. были обнародованы многочисленные факты хищений государственных средств, злоупотреблений и взяточничества в среде высшего генералитета Вооруженных Сил. В докладах и интервью председателя Комитета Государственной Думы по обороне генерал-лейтенанта Л. Рохлина, Генерального прокурора РФ Ю. Скуратова и Главного военного прокурора В. Паничева в связи с этим назывались фамилии министра обороны РФ генерала армии П. Грачева, Главного военного инспектора генерала армии К. Кобца, начальника главного управления Генштаба генерал-полковника В. Жеребцова, начальника тыла Минобороны России В. Муранова и многих других, в отношении которых проводились прокурорские проверки и расследовались уголовные дела[13]. Однако никто из них к уголовной ответственности привлечен не был.

Экономический, финансовый и нравственный кризис в стране, а также "воинский", связанный с войной в Чечне, шли вразрез с регистрационным снижением преступности в войсках. Очевидно и другое: ослабление правового контроля и требовательности к военнослужащим стало запредельным.

Таким образом, рост преступности среди военнослужащих (реальный, а не на бумаге) сопровождается существенным отставанием военно-правового контроля над ней, что, в свою очередь, детерминирует дальнейший рост преступности. С данной тенденцией коррелирует усиление напряженности в армейской среде по различным обстоятельствам[14].

Сократить криминогенные факторы можно только путем замены волюнтаристской стратегии борьбы с преступностью на реалистичную, установления в войсках господства закона вместо дискреционных полномочий начальников, а также объективного отражения криминальных реалий. Обобщенные сведения о преступности в армии становятся все более открытыми, что отмечается не только в России. Это соответствует эпохе снижения военного противостояния и позволит странам обмениваться положительным опытом поддержания воинского порядка. Ведь во многих государствах уже сумели справиться с проблемой неуставных отношений[15].

Объективизация учета и расследования преступлений военнослужащих, открытость криминологически значимых данных потребуют адекватных мер по контролю над преступностью в войсках, создадут условия для ее более широкого изучения и предупреждения, устранят подозрения граждан в отношении военного руководства, помогут восстановить престиж военной службы.

По рассмотренным выше основным тенденциям и закономерностям преступность в армии соотносится с преступностью в стране. Военнослужащие являются неотъемлемой частью народа, а армия – специфической структурой общества и государства, имеющей свои социальные, демографические, организационные, управленческие и юридические особенности, которые отражаются как на самой преступности военнослужащих, так и на ее причинах.

Важной и криминологически значимой особенностью преступности в армии является то, что военнослужащие в силу выполнения специфических задач по охране и обороне страны несут уголовную ответственность не только за общеуголовные деяния, как все граждане страны, но и за воинские преступления, которые в УК РФ 1996 г. названы "преступлениями против военной службы". Удельный вес преступлений военнослужащих в общей преступности невелик, в 1995 г. эти деяния составляли около 1%, а в 2010 г. – 0,53% в структуре всей преступности. Его величина зависит не только от уровня преступности военнослужащих, но и от общего числа преступлений в гражданском обществе, количества личного состава в войсках, полноты учета уголовно наказуемых деяний в стране и армии.