Преподавание истории в учебных заведениях

Большую роль в школьном образовании во второй половине XVIII в. играла Первая Казанская гимназия (открыта б 1758 г.), где систематически преподавали всеобщую и отечественную историю. В 1759 г. в ее библиотеке имелась "Римская история" Тита Ливия, "Древняя история" Роллена, "Английская история", некоторые сочинения Вольтера и др. Казанская гимназия долгое время служила подготовительной школой для Московского университета и для Академической гимназии в Петербурге.

Историю преподавали и в других провинциальных учебных заведениях. Например, в Астрахани в начале 1770-х гг. открылась "публичная школа", в которой все желающие, особенно дети солдат астраханского гарнизона, могли изучать европейские и азиатские языки, географические, исторические, философские и математические пауки. В Харькове в начале 1780-х гг. в семинарии, или коллегиуме, были восстановлены "новые науки", в том числе история и география.

Историю изучали студенты многих высших и специальных учебных заведений Петербурга и Москвы. В 1786 г. вышел Указ об открытии народных училищ в 25 губерниях Российской империи и главных народных училищ в 14 губерниях. С этого времени история стала обязательным предметом школьного образования.

Политика правительства в учебном деле была сформулирована в "Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества" (1764). Документ признавал преимущественное значение нравственного воспитания по сравнению с научным образованием. Правительство Екатерины II стремилось создать единообразную структуру училищ. Комиссия об учреждении народных училищ (создана в 1783 г.) должна была организовать в Петербурге Главное народное училище, заботиться о подготовке учителей и об издании учебников.

Преподавание истории лучше всего было поставлено в Московском университете. Оно носило определенный морализующий характер, но не была забыта и научная сторона — от студентов требовалось твердое знание хронологии и параллельное изучение вспомогательных исторических дисциплин. В Московском университете и гимназиях историю преподавали А. А. Барсов, X. А. Чеботарев, Ф. Г. Дильтей и др.

Опытный преподаватель И. Ф. Яковкин в 1797 г. составил хронологические таблицы по всемирной истории, рекомендованные для использования в школах России. В том же году он представил составленную им "Новую всемирную историю". В 1799 г. вышла из печати "Сокращенная Российская история" с историческими картами (ее авторами были асессор

Д. II. Шелехов и титулярный советник М. А. Матинский). К сожалению, многие из книг не доходили до читателя, десятилетиями залеживались на складах и потом попадали в макулатуру.

Основные направления отечественной исторической мысли второй половины XVIII в. были представлены дворянской и просветительской историографией, которая развивалась на русской почве, но подвергалась западноевропейскому влиянию. В связи с развитием капиталистических отношений в России даже историки феодального направления вынуждены были приспосабливаться к новым запросам, расширять историческую тематику. Опубликование источников и трудов по отечественной истории с середины 1760-х до середины 1770-х гг. обеспечило небывало быстрое для того времени развитие исторических знаний в России. Их распространение в различных кругах общества способствовало использованию исторических сведений в законодательстве, дипломатии, общественно-политической жизни, науке, литературе и искусстве.

Прогресс в отечественной историографии, связанный с влиянием просветительской концепции исторической мысли, выразился в формулировке общих представлений об истории. В это время расширяется круг историков и исторических персонажей, особым вниманием пользуется экономическая история. При изучении истории все чаще применяется историко-сравнительный метод, благодаря которому устанавливается общность исторического развития России и Запада. Западноевропейское просветительство и развитие естествознания содействовали превращению в России исторических знаний в науку, необходимую для "всех сынов Отечества".