Прекращение деятельности

Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н (далее - ПБУ 16/02), организации, которые собираются прекратить производство какой-либо продукции, выполнение определенного вида работ, оказание каких-то услуг, должны включать в бухгалтерскую отчетность соответствующую информацию. Для этого в форму № 2 следует ввести дополнительные графы для отражения информации об активах, обязательствах, доходах и расходах по обычным видам деятельности организации (или основной их части), которые будут проданы, погашены или иным образом уйдут в результате прекращения части деятельности организации.

Отметим, что приостановление части деятельности организации без намерения прекратить ее не рассматривается и не раскрывается в бухгалтерской отчетности как прекращаемая деятельность.

Лекция quot;Доходы и расходы по обычным видам деятельности"

Доходами от обычных видов деятельности признается выручка от продажи продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В бухгалтерском учете и отчетности организация в зависимости от характера деятельности, вида доходов и условий их получения самостоятельно определяет, какие поступления относятся к доходам от обычных видов деятельности, а какие - к прочим доходам. Например, можно принять решение, что обычным считается вид деятельности, если доля доходов от него составляет более 5% от общей суммы доходов. Могут использоваться и другие критерии - устойчивый характер доходов (систематичность их получения), длительность периода их получения и т.п.

К расходам по обычным видам деятельности относятся, в частности, затраты, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных М ПЗ; возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи; связанные с продажей (перепродажей) товаров.

В состав расходов по обычным видам деятельности входят расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, амортизационные отчисления, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.

При составлении формы № 2 в составе расходов по обычным видам деятельности следует отразить все затраты, связанные с получением доходов, которые организация отражает в бухгалтерском учете и отчетности как доходы по обычным видам деятельности.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

В строке 010 формы № 2 отражают сумму, равную обороту по кредиту счета 90 "Продажи" за минусом дебетовых оборотов по субсчетам этого же счета 90: субсчету 3 "Налог на добавленную стоимость", субсчету 4 "Акцизы" и субсчету 5 "Экспортные (таможенные) пошлины". Выручка в Отчете о прибылях и убытках отражается с учетом скидок (накидок), изменений условий договора, расчетов неденежными средствами и т.д.

В форме № 2 надо показывать всю сумму выручки, в том числе и по товарам (продукции, работам, услугам), не оплаченным покупателями (заказчиками), если право собственности на отгруженные товары к ним перешло (п. 6 ПБУ 9/99). Кроме того, следует отдельно отразить сумму выручки, полученную но договорам со связанными (дочерними, взаимозависимыми) организациями.

При продаже продукции (товаров), оказании услуг, выполнении работ на условиях коммерческого кредита (отсрочка или рассрочка платежа) выручка в форме № 2 отражается в полной сумме задолженности покупателя (заказчика), включая начисленные проценты (п. 6.2 ПБУ 9/99).

Резервы по сомнительным долгам, образованные организацией, при формировании Отчета о прибылях и убытках не влияют на величину выручки, отраженную по кредиту счета 90-2. Следовательно, они не уменьшают показатель строки 010 формы № 2.

В строке 010 не отражаются полученные авансы и суммы, поступившие в качестве залога, задатка.

Суммы, полученные организациями-посредниками за товары, принадлежащие комитенту (принципалу, доверителю), не признаются выручкой. Однако организации, которые пользуются услугами посредников (комитенты, принципалы, доверители), должны отразить на счете 90 "Продажи" и показать в строке 010 формы № 2 выручку от реализованных посредником товаров (на основании отчета посредника), даже если деньги за них еще не получены.

В этой строке указываются не только названные виды выручки, по и выручка от сдачи в аренду, если она является для организации основным видом деятельности. Хотя аренда с юридической точки зрения и не является работой или услугой, но, если доля поступлений от нее значительна, она вполне может отражаться в строке 010.

Существенные для пользователей суммы раскрываются в форме № 2 отдельно. Уровень существенности организация может установить и закрепить в своей учетной политике. Если какие-либо доходы, полученные организацией за отчетный год, являются существенными, их нужно отразить в отдельных строках (например, 011, 012, 013 и т.д.).

В налоговом учете производственных организаций затраты, связанные с производством и реализацией, делятся на прямые и косвенные. При этом косвенные расходы можно учесть в том периоде, когда они были произведены. Л вот прямые расходы нужно распределять между незавершенным производством, нереализованной и реализованной продукцией. Списать можно только те прямые расходы, которые относятся к проданной продукции.

Пока у организации не будет реализации, прямые расходы при расчете налога на прибыль списать нельзя. Их нужно учитывать либо в составе незавершенного производства, либо в составе готовой продукции.

Организация имеет право в налоговом учете установить собственный перечень прямых затрат и таким образом сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Весьма удобно для организации в налоговом учете считать прямыми те же расходы, что и в бухгалтерском.

Организации торговли также делят свои расходы на прямые и косвенные. В текущем периоде списанию подлежат все косвенные расходы и те прямые, которые относятся на реализованные товары. При этом к прямым затратам относятся стоимость самого товара и расходы на его доставку. Все остальные расходы являются косвенными.

Статья 320 НК РФ позволяет включать все расходы, связанные с покупкой товаров, в стоимость их приобретения, что позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет.

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг.

Сумма в строке 020 при расчете итоговых показателей берется со знаком "минус", поэтому всегда должна быть заключена в круглые скобки.

В отдельных строках следует раскрывать не только значимые доходы от определенной деятельности, но и расходы, связанные с этой деятельностью, чтобы пользователи Отчета могли оценить предварительный результат от "существенной" деятельности (для этого можно ввести дополнительные строки, например, присвоив им коды 021, 022, 023 и т.д.).

Заполнение строки 020 формы № 2 зависит от того, как организация определила порядок расчета себестоимости в учетной политике. Если калькулируется полная себестоимость, то в строке 020 отражается не только себестоимость, но и общехозяйственные расходы, а строка 040 "Управленческие расходы" не заполняется. При неполной себестоимости строка 020 сохраняет информацию о прямых расходах, а расходы общего характера отражаются как управленческие. В ней указывается сумма затрат (в том числе и неоплаченных) на производство реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг):

o торговыми организациями - покупная стоимость проданных в отчетном периоде товаров;

o профессиональными участниками рынка ценных бумаг - покупная (учетная) стоимость реализованных в отчетном периоде ценных бумаг.

В этой строке отражается дебетовый оборот счета 90 "Продажи" субсчет 2 "Себестоимость продаж".

Следует отметить, что если учетной политикой предусмотрено списание общехозяйственных расходов с кредита счета 26 в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", то сумма общехозяйственных расходов отражается в составе себестоимости по строке 020. А если общехозяйственные расходы согласно учетной политике не распределяются на реализованную и нереализованную продукцию (товары) и списываются с кредита счета 26 сразу в дебет счета 90-2, то их сумма отражается в строке 040 "Управленческие расходы".

Аналогичная ситуация и с коммерческими расходами, которые учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". Производственные организации в составе коммерческих расходов учитывают затраты, связанные со сбытом продукции. Пункт 9 ПБУ 10/99 позволяет списывать коммерческие расходы двумя способами: распределять их между реализованной и оставшейся продукцией (т.е. списывать на себестоимость продукции в дебет счета 20) или включать все коммерческие расходы в себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде (в дебет счета 90-2). В зависимости от принятой учетной политики сумма таких расходов, списанная на финансовые результаты в отчетном периоде, отражается в форме № 2 по строке 020 или по строке 030 "Коммерческие расходы".

В торговых организациях на счете 44 "Расходы на продажу" учитываются все расходы, связанные с ведением обычной деятельности. Они списываются с кредита счета 44 в дебет счета 90-2.

Расходы торговых организаций, учтенные на счете 44 и списанные в дебет счета 90-2, по строке 020 не отражаются. Они указываются по строке 030 "Коммерческие расходы" формы № 2.

На практике нередко возникает ситуация, когда организация в течение налогового периода не имеет доходов, но исправно оплачивает коммунальные платежи, вносит арендную плату, выплачивает зарплату сотрудникам и т.д.

В бухгалтерском учете все затраты производственной организации делятся на расходы по обычным видам деятельности (производственные и косвенные) и прочие расходы.

К производственным затратам относятся материальные расходы, зарплата и отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Все эти расходы собираются на счете 20 "Основное производство". В процессе производства часть таких расходов списывается на готовую продукцию, а часть остается в составе незавершенного производства и в отчете по форме № 2 не показывается.

Косвенные расходы непосредственно не связаны с процессом производства продукции. В их состав входят управленческие и коммерческие расходы. Такие расходы отражаются на счетах 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу". Списать их можно либо в дебет счета 20, либо в дебет счета 90 "Продажи".

В первом случае общехозяйственные расходы включаются в состав незавершенного производства и до тех пор, пока у организации не будет реализации, данные затраты в Отчет не попадут.

Во втором случае затраты, учтенные по дебету счета 26 или 44, ежемесячно списывают в дебет счета 90. В Отчете о прибылях и убытках эти суммы надо будет отразить соответственно по строкам 040 "Управленческие расходы" и 030 "Коммерческие расходы".

Если у организации в отчетном периоде не было никаких доходов, она имеет право списывать суммы расходов в дебет счета 90 или счета 91 "Прочие доходы и расходы" (тогда в отчете по форме № 2 соответствующие суммы попадут в строку 100 "Прочие расходы"). Другой вариант при отсутствии деятельности - накапливать косвенные расходы на счете 97 "Расходы будущих периодов", а когда будет получена выручка, списать их на затраты (в этом случае показывать косвенные расходы в отчете не нужно).

Организации торговли могут учитывать купленные ими товары по фактической себестоимости или по продажным ценам. Но если в течение отчетного периода ничего не было продано, все затраты на покупку товаров в любом случае так и останутся на счете 41 "Товары" и в форме № 2 отражены не будут.

Иначе обстоит дело с издержками обращения, которые собираются на счете 44 "Расходы на продажу" (заработная плата административно-управленческому персоналу и продавцам, расходы на аренду офисных помещений и складов, на оплату услуг охраны, транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, представительские расходы и т.д.). Такие расходы списывают на себестоимость либо все сразу в отчетном периоде, в котором они имели место (по строке 030), либо пропорционально доле реализованных товаров (в этом случае при отсутствии доходов в Отчете о прибыли и убытках они показаны не будут).

Если в форме Л° 2 приведена расшифровка доходов по видам деятельности, к строке 020 нужно добавить строки, отражающие аналогичное распределение расходов.

Сумма в строке 020 при расчете итоговых показателей берется со знаком "минус", поэтому всегда должна быть заключена в круглые скобки.

Коммерческие расходы.

Коммерческие расходы (строка 030) - это расходы, связанные с реализацией: реклама, транспортировка покупателю, упаковка и т.д.

Производственные предприятия в составе коммерческих расходов отражают затраты на затаривание и упаковку готовой продукции, на погрузочно-разгрузочные работы и пр. Эти затраты отражаются на счете 44 "Расходы на продажу". В зависимости от принятой учетной политики производственные предприятия могут ежемесячно списывать в дебет счета 90 субсчет 2 "Себестоимость продаж" всю сумму коммерческих расходов или распределять их между реализованной и нереализованной продукцией путем списания на счета учета затрат на производство. По строке 030 формы № 2 производственные предприятия отражают сумму затрат, списанных в отчетном периоде с кредита счета 44 в дебет счета 90-2.

В организациях торговли все расходы являются коммерческими. В них входят расходы по обычной деятельности (расходы па доставку, хранение и подработку товаров, на аренду офисных помещений и складов, на оплату услуг охраны, суммы заработной платы, амортизация основных средств и нематериальных активов и пр.).

Транспортные расходы на доставку приобретенных товаров учитываются в торговых организациях двумя способами (избранный порядок учета должен быть закреплен в учетной политике):

1) включают в фактическую себестоимость и тогда они отражаются по строке 020 формы № 2 в составе себестоимости конкретного вида реализованных товаров;

2) отражают на отдельном субсчете счета 44, в конце месяца производят распределение транспортных затрат между реализованными и нереализованными товарами, после чего относящиеся к реализованным товарам списываются с кредита счета 44 в дебет счета 90 (в этом случае такие затраты отражаются по строке 030 формы № 2 в круглых скобках).

Управленческие расходы.

Строка 040 заполняется, если организация в соответствии с учетной политикой единовременно списывает общехозяйственные расходы с кредита счета 26 "Общехозяйственные расходы" в дебет счета 90 "Продажи" субсчет 2 "Себестоимость продаж". Показатель по строке 040 равен обороту по дебету счета 90-2 в корреспонденции со счетом 26.

Если организация в учетной политике отразила принятое ею решение распределять общехозяйственные расходы между реализованной и нереализованной продукцией (дебет 20, 23, 29, кредит 26), то сумма общехозяйственных расходов отражается в составе показателя по строке 020 "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг".

Профессиональные участники рынка ценных бумаг отражают по строке 040 в круглых скобках сумму издержек, связанных с осуществлением их деятельности.

Прибыль (убыток) от продаж.

По строке 050 отражается финансовый результат от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Он рассчитывается по формуле: строка 050 = строка 029 - строка 030 - строка 040.

Если получена отрицательная величина, значит, организация получила убыток и тогда показатель строки 050 заключается в круглые скобки.

Сумма в строке 050 должна быть равна финансовому результату, сформированному на счете 90 "Продажи" субсчет 9 "Прибыль/убыток от продаж".