Преимущества и ограничения функционального метода учета затрат

Как и любая другая система учета затрат и калькуляции себестоимости, функциональный метод имеет и преимущества, и ограничения.

Преимущества функционального метода. Функциональный метод более всего полезен для компаний с большими накладными расходами, широким ассортиментом и разнообразием выпускаемых партий продукции. Данная система обладает целым рядом преимуществ по сравнению с традиционными системами. Выделим основные.

Во-первых, применение функционального метода позволяет избежать искажений себестоимости продукции (работ, услуг), свойственных традиционному учету, основанному на последовательном распределении затрат на базе объемных показателей.

Во-вторых, функциональный метод предоставляет более полную, надежную и своевременную информацию для управления издержками. Акцентируя внимание на видах деятельности и носителях затрат, руководители имеют возможность попять реальные причины возникновения издержек и работать с ними, а не с их внешними проявлениями.

В-третьих, функциональный метод дает возможность компании сконцентрироваться на потребителе, оценить осуществляемые виды деятельности и определить, какие из них добавляют, а какие не добавляют стоимости продукции (не улучшают потребительские свойства продукции в глазах покупателя). Это делается для того, чтобы уменьшить количество видов деятельности, не создающих добавленной стоимости, сократить излишние ресурсы или направить их в более продуктивные сферы.

В-четвертых, ценообразование, основанное на функциональном методе, использует информацию об особенностях спроса на продукцию компании и уточненные данные по себестоимости каждой ее партии. Это предотвращает установление заниженных цен на продукцию, выпускаемую небольшими объемами, или наоборот, завышение цен в случае, если эти объемы достаточно велики. Функциональное ценообразование увеличивает рентабельность компании и повышает ее конкурентоспособность.

Ограничения функционального метода

Выделим несколько основных ограничений применения системы АВС.

Во-первых, функциональный метод – это сложная для внедрения и весьма дорогостоящая учетная система. "Истории о случаях внедрения функционального метода учета затрат, которые потребовали многих месяцев человеческих усилий, шестизначных гонораров за консультации и болезненного преобразования существующей системы учета, отпугнули многие компании, рассматривавшие данную концепцию"[1].

Во-вторых, применение функционального метода требует неукоснительного соблюдения всех его положений, не дает мгновенного результата; эта система направлена на долгосрочную перспективу. Основная причина того, что новый подход зачастую не оправдывает ожиданий, заключается в том, что многие управляющие компаний забывают, что изменить следует не только технику расчетов, но и свой менталитет.

В-третьих, функциональный метод как учетная система далеко не всегда соответствует международным стандартам финансовой отчетности. Для данного метода, как мы уже упоминали, характерно соотнесение с продукцией многих непроизводственных накладных расходов. Поэтому большинство компаний используют функциональный метод только для внутренних целей. Для составления же внешней отчетности используются традиционные системы учета.

В-четвертых, безусловно, метод АВС дает полезную информацию, но ею следует правильно пользоваться. Так, руководители могут повышать прибыль компании, увеличивая производство продуктов с большими объемами выпуска, одновременно отказываясь от новых продуктов, выпускаемых небольшими объемами. Информация, предоставляемая данной системой учета, может также стимулировать руководителей к слишком сильному сокращению расходов.

Подводя некоторый итог, следует отметить, что функциональный метод учета затрат предоставляет много различной информации об имеющихся в компании видах деятельности и ресурсах, требующихся для их осуществления. Система АВС представляет собой нечто большее, чем просто бухгалтерский метод распределения затрат, поскольку предоставляемая ею информация используется в функциональном менеджменте для проведения различных видов анализа, принятия управленческих решений, стратегического планирования.